Корпорация развития Пермского края примеряет на себя роль драйвера

22 июля, 01:40


Созданная пятнадцать лет назад по инициативе региональных властей «Корпорация развития Пермского края» на старте была предназначена под реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Сейчас она трансформировалась. С новым менеджментом появился и новый подход к работе над крупными задачами, стоящими перед Пермским краем в среднесрочной перспективе. В стратегии развития компании взят курс на конкретные дела, общем знаменателем которых должно стать стимулирование экономического роста Пермского края за счет привлечения в региональную экономику инвестиций и повышение их эффективности.

Выход гиганта

Почти год назад «Корпорацию развития Пермского края» (КРПК) возглавил Алексей Бураков. Практически на пике кризиса, связанного с пандемией коронавируса, одним из первых шагов молодого топ-менеджера стал масштабный аудит всех проектов и активов предприятия. Ревизия показала, что акционерное общество, 100 процентов которого находится в собственности краевого правительства, по итогам 2020 года получила 285,25 млн рублей выручки (на 28 процентов меньше показателя 2019 года).

По данным годового финансового отчета корпорации, выложенного в сервисе «СПАРК-Интерфакс», за год организация получила 528,9 млн рублей убытка при том, что 2019 год общество завершило с прибылью. 2019-й КРПК завершала с выручкой в 396,9 млн рублей и прибылью в 179,2 млн рублей. В самой корпорации отрицательное сальдо почти на полмиллиарда рублей считают не являющимся прямым убытком предприятия и не связывают его с операционной деятельностью хозяйствующего субъекта.

Предвидя ситуацию на строительном рынке, руководство компании приняло решение сформировать некую подушку безопасности.

– По сути, обозначенная сумма в 528 млн рублей – это резервы, созданные в первом полугодии 2020 года по результатам аудита деятельности КРПК в 2019 году и в начале 2020 года. Средства предусмотрены на случай возникновения разницы между ценой квадратного метра по договорам долевого участия и подверженной инфляции ценой достройки домов жилого комплекса «Любимов», – считают в организации.

Действительно, рыночная конъюнктура создала интересную ситуацию, когда «Корпорацию развития Пермского края» становится, по сути, крупнейшим девелопером в регионе.

Хотя ключевыми направлениями деятельности компании, по словам ее руководителя, Алексея Буракова, остаются содействие в реализации инвестпроектов на территории края, в том числе подготовка и обеспечение промышленных площадок и земельных участков, а также оказание консультационных услуг в плане разработки бизнес-планов, организации и управления строительными проектами и некоторые другие услуги.

От Савино к «Любимову»

В оценке работы корпорации стоит руководствоваться не только экономическими показателями деятельности организации, считают опрошенные «Капитал-Weekly» эксперты. Один из успешно завершенных проектов компании – возведение нового аэровокзального комплекса в Большом Савино.

В период с 2013 по 2017 годы общая стоимость выполненных работ здесь превысила 5,5 млрд рублей. Согласно договору генерального подряда, строительство нового комплекса для внутренних и международных воздушных линий международного аэропорта «Пермь (Большое Савино)» осуществляло ООО «Альфа Строй». Площадь застройки составляла 14,7 тысяч кв. м. Общая площадь терминала – 29 тысяч кв. м.

Пропускная способность пермского аэропорта: одновременно восемь рейсов на вылет и прилет, или два миллиона пассажиров в год. По окончании строительства, КРПК передала основному инвестору, компании «Новая Колхида», 75 процентов акций воздушного транспортного узла.

...Пожалуй, самый масштабный проект, реализуемый корпорацией ныне, это строительство в Березниках жилкомплекса «Любимов» для граждан, чье жилье признано непригодным из-за техногенной аварии. Всего за период 2016-2021 годов здесь введено в эксплуатацию 15 многоквартирных домов (3536 квартир площадью 166,6 тысяч кв. м без учета балконов и лоджий).

Всего в «Любимове» запланировано построить и ввести в эксплуатацию 31 многоквартирный дом (три очереди строительства). Общая площадь комплекса составит 314,5 тысяч кв. м, в том числе 307,8 тысяч кв. м жилых помещений (без балконов и лоджий) и 6,7 тысяч кв. м коммерческих встроенных помещений. Общее количество квартир в трех очередях составит 6477: в том числе 2400 в первой очереди, 2445 квартир во второй и 1632 в третьей.

Многомиллиардный проект буксовал почти на всем протяжении реализации. В итоге, весной 2020 года КРПК расторгло договоры с несколькими подрядчиками из-за нарушения сроков строительства, и крупнейший микрорайон буквально встал.

И только в сентябре прошлого года власти официально сообщили, что «Любимов» будут доводить до ума несколько пермских подрядчиков. По данным с официального сайта «Любимова», достройкой домов здесь теперь занимаются: СК «Термопласт», ООО «Строй-Комплект», ООО «ГиперСтрой», СЗ «Строй-Союз» и ООО «Пермархпроект». Все контракты были заключены в августе-сентябре 2020 года.

Спустить верфь на воду

В разработке КРПК недавно появился масштабный проект создания в регионе судостроительного кластера. Сейчас компания уже приступила к процедуре выкупа имущественного комплекса «Верхнекамского судостроительного комплекса». Приобретение такового станет основополагающим элементом развития судостроительной отрасли Прикамья.

Решение о приобретении имущества ООО «Верхнекамского судостроительного комплекса» было принято членами совета директоров АО «КРПК» единогласно, документы завизировали генеральный директор компании Алексей Бураков и директор ООО «ВСК» Сергей Еговцев.

Помимо восстановления самого завода на территории в 37 га, подразумевается и воссоздание отрасли в межрегиональном аспекте: это формирование приволжского судостроительного кластера в партнерстве с «Ак Барсом», формирование нового центра компетенций в партнерстве с «ОСК» и создание партнерства по судовому станкостроению с «Морсвязьавтоматикой». Плюс это позволит привлечь большое количество предприятий в промкооперацию, прогнозируют в госкорпорации.

– Параллельно ведутся переговоры, направленные на привлечение партнеров для организации на территории «ВСК» смежных производств, – делится планами Алексей Бураков. – В дальнейшем мы, естественно, настроены снизить свою долю участия в проекте до минимального показателя, как в случае с аэропортом, либо выйти из проекта, продав свою долю. Корпорация не намерена становиться судостроительной. Сделка состоялась только после того, как мы поняли, что есть компании, готовые быть нашими отраслевыми партнерами.

Отметим, что при столь масштабных начинаниях есть место в портфеле корпорации и точечным проектам. Речь идет о реконструкции общежития медуниверситета им. Вагнера по ул. Крисанова, 22 в краевом центре, а также реконструкции административного здания по ул. Окулова, 4, с размещением в нем гостиничного комплекса.

Кроме того, компания не отказывается от намерений по завершению строительства двух многоквартирных домов по ул. Конникова и ул. Сокольской, начатого «Трестом №14», признанным банкротом.

Семён Морозов
info@zwezda.su