Реформа общественного транспорта в краевом центре, по времени совпавшая с пандемией, принесла парадоксальные результаты.
Пассажиропоток за 2020 год упал на 34 процента (155,5 миллиона перевезенных пассажиров, вместо 235,9 миллиона в 2019 году), а убыток транспортной отрасли вырос почти до двух миллиардов рублей (1,962 миллиарда рублей, на 1,1 миллиарда больше, чем было заложено в бюджете).
Похоже, исчезновение троллейбусов и внедрение новой маршрутной сети благотворно отразились на жителях города только в одном – народ стал больше гулять. Ногами.
Неудача – всегда начало?
Как поведал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин на заседании комитета по экономическому развитию Пермской городской думы, фактические расходы на общественный транспорт в городе за 2020 год составили 4,3 миллиарда рублей, а доходы – 2,3 миллиарда вместо ожидаемых 3,8 миллиарда рублей...
Разумеется, город дотировал общественный транспорт всегда, и, естественно, на положении сказались ограничения, введенные по причине пандемии, однако одним коронавирусом такое радикальное падение пассажиропотока и рост убытков не объяснить. Потому председатель комитета Арсен Болквадзе призвал не считать COVID-19 «индульгенцией» и подумать о результатах реформы городского общественного транспорта в Перми серьезно.
Впрочем, неудача одной реформы означает всего лишь начало другой реформы, так что эксперименты на горожанах будут продолжаться.
На простой вопрос: «Как напрямую проехать от одного знакового городского объекта – Дворца культуры им. Солдатова – до другого знакового объекта вокзала Пермь I?», то есть по бывшему троллейбусному маршруту №1, в дептрансе отвечают, что новая маршрутная сеть внедрялась не для того, чтобы можно было из любого района напрямую проехать в другой.
А для того, чтобы устранить дублирование маршрутов и обеспечить равномерность загрузки путем перевозок ровно до узловых пересадочных пунктов, где – ежели пассажир будет бодренько скакать козликом и успеет в отведенное время – может бесплатно пересесть на другой маршрут.
Но то правила бесплатной пересадки ужесточают, то и вовсе предлагают отменить. Горожане подозревают: реформа все больше превращается в способ максимизации полученных с пассажиров поступлений. Пассажиры всё это чувствуют и голосуют ногами и кошельком.
По опросам, популярность общественного транспорта в Перми всего за год упала на 30–40 процентов, а востребованность тарифов, предполагающих активное использование общественного транспорта, упала в разы. Например, безлимитный проездной на год в марте 2020 года приобрели всего 42 пассажира, а год спустя этим тарифом в миллионной Перми воспользовались целых девять человек!
Словом, явно что-то неладно в транспортном цехе, но донести пожелания горожан до департамента транспорта в Перми представляется делом чрезвычайно трудным. Идею, что любая транспортная реформа прежде всего должна быть нацелена на повышение удобства для горожан, там, похоже, решительно не понимают.
Огонь, вода и медные провода
Определенное беспокойство вызывает и работа МУП «Пермгорэлектротранс» («ПГЭТ»), себестоимость перевозок которого за 2020 год выросла более чем на 30 процентов. Впрочем, несмотря на падение пассажиропотока, это предприятие по итогам прошлого года зафиксировало прибыль! Пусть небольшую, но в 23,6 миллиона рублей.
Напомним, последний раз в минус «Пермгорэлектротранс» сработал в 2016 году, когда он получил убыток в 58,5 миллиона рублей. В 2017-м прибыль составила 143,2 миллиона рублей, в 2018-м – 30,6 миллиона, в 2019-м – 8,3 миллиона рублей. Впрочем, с учетом дотаций из городского бюджета прибыль эта носит немного искусственный характер, поскольку только в прошлом году «ПГЭТ» получил кредит в 180 миллионов рублей – на зарплату, который потом был просто списан.
Но каким-либо образом упрекать этот трудовой коллектив, который едва оправился от смены гендиректора в апреле этого года после скандала с продажей контактной сети упраздненных троллейбусов по заниженной цене и которому вскоре предстоит очередная реформа, язык не поворачивается...
...Напомним, что после ликвидации троллейбусного сообщения «ПГЭТ» с июня по ноябрь 2020 года сдал почти сто тонн медного провода и выручил за них 35,9 миллиона рублей. Демонтированную контактную сеть реализовывали по договору с ООО «КамаВторМет», заключенному еще в 2015 году с целью сдачи отходов производства.
Причем в целях соблюдения экономических интересов предприятия тогдашний гендиректор Александр Дербенёв запрашивал справки о среднерыночных ценах на металлолом в Пермской торгово-промышленной палате (ПТПП). Сделками занимался отдел снабжения, которым руководил Сергей Гончаров.
Согласно материалам проверки, в «ПГЭТ» есть четыре справки от ПТПП, в одну из которых были внесены искаженные данные – в результате одна из партий цветного лома была реализована по цене в 340–350 тысяч рублей за тонну, при рыночной цене в 385-390 тысяч рублей, из чего возник недополученный доход в 2,58 миллиона рублей.
Когда полицейские выявили этот факт, начальник отдела снабжения внес в кассу предприятия собственные 2,58 миллиона рублей, после чего сразу уволился, а отдел полиции Мотовилихинского района не стал возбуждать уголовное дело. Но депутат Пермской гордумы Илья Лисняк вынес эту историю на суд общественности, обвинив во всем гендиректора Дербенёва.
ПГЭТу оставят рельсы или автобусы тоже?
Последний пообещал подать на депутата в суд за распространение порочащих сведений. Новым гендиректором «ПГЭТ» стал главный инженер предприятия Александр Дробаха, которому досталось явно непростое наследство.
Ведь в соответствии с федеральным законодательством, предусматривающим, что с 2023 года формат муниципальных и государственных предприятий может быть сохранен только за организациями, осуществляющими деятельность в сфере госмонополий, МУП «Пермгорэлектротранс» должен быть реорганизован.
По словам начальника дептранса Путина, обсуждается два варианта преобразования. Первый предусматривает создание двух предприятий: одно будет отвечать за трамвайные маршруты, второе – за автобусные (будет преобразовано в акционерное общество). При втором варианте МУП «Пермгорэлектротранс» останется единым предприятием. Сейчас разрабатывается дорожная карта реформы.
Разумеется, как и перед любой реформой, коллектив лихорадит, но Дробаха заверил коллег, что разрабатываемая сейчас стратегия развития муниципального транспорта Перми не предполагает ни сокращений штата, ни изменений условий работы сотрудников «ПГЭТ».
Тем не менее, две параллельные реформы для одного общественного транспорта Перми в условиях продолжающейся пандемии – явно слишком много. Хорошо хоть, в выборный год депутаты Пермской городской думы даже не заикаются о пересмотре платы за проезд.
А в остальном всё как обычно. В январе – апреле общественный транспорт Перми понес убыток в размере 697 миллионов рублей, что составляет больше половины от планового кассового разрыва по итогам года – 1,1 миллиарда рублей, и рано или поздно этот разрыв придется сокращать. Догадайтесь с одного раза, за чей счет.
Борис Алексеев
info@zwezda.su