Попилили — Звезда

Попилили

2020 , 12:34

Инвестиции в лесозаготовки в Прикамье выросли с начала года почти на 80% – такие данные приводит Пермьстат. При этом показатели деревообрабатывающей отрасли, напротив, весьма низки и фактически противоположны объёмам вложений в вырубку пермских лесов. По словам участников рынка, резко упала глубина переработки деловой древесины, она отгружается потребителям в основном в виде сырья.

Пилим, не перерабатывая

Пермский край относится к группе многолесных регионов: лесами покрыто 71,5% территории Прикамья. Площадь земель Пермского края, на которых расположены леса, составляет 12 млн 428,6 тыс. га. Из них в ведении министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края находится 12 млн 014,5 тыс. га (площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда), или 96,7% общей площади лесов региона.

Распределение лесов в Прикамье крайне неоднородно. По данным минприроды, в северных и северо-восточных районах лесами покрыто до 90% территории. К югу и вокруг крупных населенных пунктов лесистость заметно меньше, а в южных районах она снижается до 30–35%. Лесистость по административным районам края колеблется от 30,4% (Чернушинский район) до 91,1% (Горнозаводский городской округ).

Действующее законодательство в отрасли лесозаготовок предполагает распределение участков в формате конкурсных процедур. Лесопользователи берут в аренду площади под вырубку деревьев с обязательным обременением по восстановлению зеленых насаждений.

Весной этого года министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края был проведен большой аукцион по продаже прав на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в составе земель лесного фонда для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства. С молотка ушли 58 лотов – преимущественно на территории Коми-Пермяцкого округа.

С развитием транспортной инфраструктуры на севере Пермского края львиная доля лесозаготовок сместилась в Гайнское, Кудымкарское, Косинское, Кочёвское и Юрлинское лесничества. Южнее осталась лишь одна крупная территория этой отрасли – Сива.

– Особенность всех вышеперечисленных районов – там растут в основном хвойные породы. Это деловая древесина не самого высокого класса. Хорошую прибыль можно получить только при высокой степени переработки такого ресурса, – рассказала «Капиталу-Weekly» бывший ведущий специалист «Пермлес-прома» Людмила Гусева.

Больше половины заготовленной на территории края древесины транзитом уходит потребителям в другие субъекты Федерации, а то и просто за рубеж. По сути, максимум добавочной стоимости в отрасли формируют несколько флагманов лесной промышленности: «Соликамск-бумпром», ГП «ПЦБК», «Красный Октябрь», ЦБК «Кама» и Пермский ДСК. Расчетная лесосека в Пермском крае составляет 19 млн кубометров древесины в год. Однако по итогам 2019 года заготовлено 13 млн кубометров.

Крупнейшими потребителями являются «Соликамскбумпром» (1,4–1,6 млн кубометров леса ежегодно) и ГП «ПЦБК» (240–280 тыс. кубометров древесины лиственных пород). Остальные участники рынка по объемам серьезно отстают от лидеров отрасли.

При этом малый и средний бизнес в последние годы занимается в основном лишь вырубкой и транспортировкой лесного ресурса. Небольших лесопилок и предприятий по домостроению, мебельных фабрик в регионе за последние пять лет стало меньше вдвое. Укрупнение рынка переработки древесины, появление крупных игроков федерального масштаба, непредсказуемая налоговая политика пермских властей нанесли колоссальный удар по местному бизнесу в этом сегменте. Да и сами производственные мощности сокращаются с высокой скоростью.

По мнению побеседовавшего с «Капиталом-Weekly» генерального директора ОАО «Красный Октябрь» Александра Суслопарова, в Пермском крае имеет место нехватка перерабатывающих мощностей. «То количество, особенно балансовой древесины лиственных пород, которое производится, не соответствует имеющимся мощностям», – констатирует эксперт.

По объемам поставки оборудования для деревообработки наш регион находится среди аутсайдеров. По данным ведущих поставщиков и лизинговых компаний, востребованы в Пермском крае преимущественно тягачи и другие средства заготовки древесины.

Пилим и воруем!

Около 40% эксплуатационных запасов спелых и перестойных насаждений сосредоточено в лесничествах, расположенных в северной и северо-восточной частях Пермского края. Здесь же в основном сосредоточены и предприятия, занимающиеся заготовкой древесины. Как правило, это индивидуальные предприниматели и крестьянско-фермерские хозяйства.

Эти субъекты в большинстве применяют упрощенную систему налогообложения, поэтому проконтролировать их объемы выручки и обороты не так-то просто. Первичная документация в фискальные ведомства практически не попадает, а товарно-транспортные накладные и расчеты с контрагентами являются лишь косвенными показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Рентабельный в общем-то бизнес тем не менее сгенерировал за последние годы серьезные суммы недоимок. По состоянию на 2019 год в региональном реестре лесопользователей-должников около 60 предпринимателей, компаний и фирм. Однако некоторые эксперты уверены, что объем теневых лесозаготовок в Прикамье может достигать трети от легальных показателей.

При этом в расчет не берутся так называемые «черные лесорубы». Ежегодный ущерб от их деятельности на территории Пермского края оценивается в десятки миллионов рублей. По сути, это отдельная отрасль бизнеса со своей логистической цепочкой – от заготовки древесины до ее транспортировки и сбыта. Легализуют незаконно вырубленный лес чаще всего в соседних с Прикамьем регионах – в Удмуртии и в Кировской области. Обе территории стали своеобразными транспортными хабами для транзита деловой древесины с Западного Урала.

– Самое сложное – довезти вырубленное до границы края, – рассказал «Капиталу-Weekly» на условиях анонимности один из предпринимателей. – Хотя и это вопрос решаемый, просто стоит денег. Нужно либо купить «документы прикрытия» – товарно-транспортные накладные и порубочные билеты, – либо решать вопрос с правоохранительными органами на месте. Сложно, но можно. А уже на границе с нашими соседями стоят лесовозы, и товар идет дальше.

Технологии против «чёрных лесорубов»

Месяц назад на борьбу с незаконным оборотом древесины поставили системы фотовидеофиксации (ФВФ). На сегодняшний день на региональных и городских дорогах Прикамья функционируют уже 83 комплекса ФВФ. На одиннадцати камерах, расположенных вблизи лесных массивов, теперь появилась функция распознавания перевозимого груза типа «лес». Технология позволяет вычислять в общей массе транспорта лесовозы и тем самым помогает контролировать перевозку леса по территории края. Благодаря такой опции можно увидеть, правильно ли перевозятся лесные ресурсы, не нарушает ли водитель установленный маршрут, имеет ли он разрешение на перевозку. Камеры с точностью до 90% распознают тип транспортного средства, его номер и вид перевозимого груза (в данном случае – круглые лесоматериалы). Кроме того, видеокомплекс «видит» не только форму предмета, но и его цвет и фактуру. Он может отличать лесовозы разных типов в разное время суток и при разном освещении. Затем все зафиксированные изображения проходящего по территории края автотранспорта, перевозящего лес, направляются в краевое министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии. Именно оно выдает разрешения на перевозку леса.

– Такой цифровой автоматический контроль позволяет фиксировать деятельность не только легальных перевозчиков, но и «черных лесорубов», чтобы снизить незаконную вырубку и транспортировку древесины, – заявил «Капиталу-Weekly» заместитель директора Центра безопасности дорожного движения Пермского края Денис Кандалин.

Проект заработал не так давно, поэтому пока о результатах говорить еще рано. В сущности, это пилотная новация, которую участники рынка оценивают по-разному. К концу года планируется подвести предварительные итоги внедрения этой системы мониторинга. Также под занавес 2020-го появятся и результаты работы лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей. Но уже сейчас, судя по статистическим данным, для экономики Прикамья это сфера упущенных возможностей.

Николай Ставцев



Новости Mediametrics: