СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
25.10.2024
16+
Архив

«В Риме, в замке Святого Ангела…»: на сцене Пермского театра оперы и балета пройдёт премьера «Тоски» Пуччини

«В Риме, в замке Святого Ангела…»: на сцене Пермского театра оперы и балета пройдёт премьера «Тоски» Пуччини
Серия премьерных показов состоится 28-31 марта

28-31 марта на сцене Пермского театра оперы и балета состоится серия премьерных показов оперы «Тоска» (18+) Джакомо Пуччини в постановке Федора Федотова и дирижёра Тимура Зангиева.

Впервые «Тоска» прозвучала в Пермском театре оперы и балета более ста лет назад, в сезоне 1921/22 — это был гастрольный антрепризный спектакль. Силами театра «Тоску» представили 31 января 1945 года под управлением дирижера Михаила Карпова. В 1962-м её поставили режиссер Иосиф Келлер и дирижер Александр Шморгонер, а в 1981-м — режиссер Леонид Куколев и дирижер Владимир Рылов.

Сегодня опера Пуччини возвращается в режиссуре двадцатипятилетнего Федора Федотова, который уже поставил в Пермском оперном «Реку Керлью» Бенджамина Бриттена (2022) и «Похмелье» Георгия Федорова (2023, мировая премьера) — оба спектакля вошли в лонг-листы премии «Золотая Маска».

Сделать драматургию «Тоски» зримой и  материальной, работая максимально близко к первоисточнику — так обозначил  задачу спектакля режиссер, выпускающий свою первую постановку на большой оперной сцене в тандеме с дирижером Тимуром Зангиевым и художницей Ларисой Ломакиной:

— Музыка Пуччини — материал настолько горячий, что ему требуется отстранение. Чем холоднее и формальнее ты с ним работаешь, тем более объемно он раскрывается — и видеосъемка в реальном времени как раз подходит для подобных целей лучше всего. К тому же в случае «Тоски», как мне кажется, девяносто процентов успеха спектакля — это умение хорошо рассказать историю, а нарратив в наши дни — прерогатива прежде всего экранных видов искусств. Тем более что партитура Пуччини написана как идеальный режиссерский сценарий, по которому так и хочется снять кино: неслучайно новые фильмы-оперы, снятые по «Тоске», появляются каждые десять-двадцать лет — и бьют все мыслимые и немыслимые рекорды по просмотрам и сборам. Ну и, пожалуй, самое важное для меня обстоятельство: желание добиться психологической достоверности происходящего на сцене почти всегда входит в конфликт с гиперболизацией художественного жеста, который в принципе присущ музыкальному театру. Видео помогает разрешить это важнейшее противоречие оперного жанра.

Первое, что угадывается в сценографическом решении премьерной «Тоски» — это архитектура римского Замка Святого Ангела. Его история оказалась важна для художника-постановщика Ларисы Ломакиной:

— В работе над «Тоской» для меня всегда были принципиальны два обстоятельства: то, что нам документально точно известно, когда и где происходят события третьего акта оперы Пуччини — и то, что это реально существующее пространство на протяжении веков пережило ряд метаморфоз. Как известно, изначально римский Castel Sant’Angelo был выстроен во II веке как гробница для римских императоров. В эпоху Возрождения он был реконструирован, и на протяжении долгого времени использовался в качестве тюрьмы, а сегодня работает как музей. Мы по сути цитируем архитектуру Замка Святого Ангела и используем те материалы и фактуры, с которыми он ассоциируется по сей день — большие светлые камни, древнеримский кирпич плинфу. Пространство спектакля симультанно: меняются его функции, детали интерьеров, по-своему расставляются акценты, но архитектура, с которой мы встречаемся в первом акте, остается неизменной вплоть до финала.

Заглавную партию в премьерной «Тоске» исполнят Зарина Абаева и Анжелика Минасова, партию Каварадосси — Борис Рудак и Дмитрий Шабетя, партию Скарпиа — Энхбат Тувшинжаргал и Александр Краснов, партию Анджелотти — Рауф Тимергазин и Тимофей Павленко.

Традиционно к премьере «Тоски» приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя», публичной программы Пермского театра оперы и балета. 27 марта в Центре городской культуры (Пушкина, 15) выступит выдающийся российский архитектор и художник Максим Атаянц — его лекция «Замок Святого Ангела. Центр мира» посвящена одному из главных памятников в истории мирового зодчества. 31 марта в Пермском театре оперы и балета Богдан Королёк проведет публичное интервью с режиссером Федором Федотовым, в котором он подробно расскажет о том, как рождался спектакль.

 

Наталья Земскова

Фото пресс-службы Пермского театра оперы и балета