В четверг, 2 марта, в Пермском академическом Театре-Театре начались премьерные показы спектакля «Гостиница «Центральная» в постановке Елены Невежиной и Юлианы Лайковой (сценография).
Об идее этого спектакля, поставленного в рамках юбилея Перми, сайт газеты «Звезда» подробно рассказывал ранее. К премьере «Гостиницы «Центральной» Театр-Театр подготовил четыре тематические выставки.
Выставка «Гостиница "Центральная". Великие постояльцы» расположена в нижнем фойе большой сцены. В годы Великой Отечественной войны именно эта гостиница стала домом для многих деятелей искусства и литературы, эвакуированных в Молотов из Москвы и Ленинграда. В экспозиции представлены 28 графических портретов постояльцев гостиницы (с автографами), выполненные известным советским графиком Владимиром Оболенским непосредственно в стенах «семиэтажки».
Это портреты поэта-футуриста Василия Каменского, писателя Валентина Каверина, шахматиста Михаила Ботвинника, композитора Арама Хачатуряна, балерины и педагога Натальи Дудинской и др. Работы дополнены краткой информацией о знаменитом «натурщике».
Собрание графических работ Оболенского находится в фондах Пермской государственной художественной галереи, цифровые копии предоставлены ПГХГ эксклюзивно для этой экспозиции.
В верхнем фойе большой сцены Театра-Театра представлены цифровые копии работ Владислава Дёгтева (1969 г.р.), члена Союза художников России.
Владислав Дёгтев работает во многих жанрах изобразительного искусства: от городского пейзажа и натюрморта до абстракции. Однако больше он известен как автор сложных многочастных композиций, выполненных в технике цветной монотипии.
Одна из любимых тем художника – родной город. Узнаваемые уголки Перми, здания, архитектурные элементы – все это оживает на полотнах художника. Часто работы решены в фантасмагорических сюжетах, которые перекликаются с античной мифологией, фантастикой, картинами известных художников-модернистов, но при этом имеют явно выраженную «пермскую повестку».
Еще одна выставка – «Очарование ушедшей эпохи: Пермь в графике Александра Зырянова» – чем-то сродни ностальгической прогулке по городу.
Народный художник Александр Петрович Зырянов (1928 г. р.) много лет занимался сериями гравюр, темой которых стали Урал и Прикамье, их история, природа, архитектура. Эти работы называют «иконографией Перми в черно-белой гравюре».
Четвертая выставка – «Пермские периоды» Татьяны Бруни – посвящена работам знаменитой петербургской театральной художницы.
С именем Татьяны Георгиевны Бруни (1902–2001) связана целая эпоха в истории российского театра. Первые ее работы были созданы в начале 1920-х годов, последние – в 1980-х.
Как художник Кировского театра Бруни во время эвакуации руководила восстановлением декораций и костюмов, а также была автором костюмов для балета Арама Хачатуряна «Гаяне», премьера которого состоялась в Молотове в 1942 году.
В Перми Татьяна Георгиевна сотрудничала и с другими театрами, в том числе занималась созданием костюмов к постановкам Молотовского театра драмы. В 1970-е годы Татьяна Бруни приезжала в Пермь для сотрудничества с балетмейстером Николаем Боярчиковым. Многие декорации Татьяны Георгиевны живы и по сей день, а эскизы костюмов стали достоянием музейных и частных коллекций.
Отбором живописных и графических работ, формированием экспозиции и подготовкой сопроводительных текстов всех выставок Театра-Театра занималась художественная галерея «Пермский период». В подготовке экспозиции, посвященной Татьяны Бруни, использованы материалы книги «Татьяна Бруни. Призвание – театр» Вадима Зубкова и Светланы Федотовой. Фото эскизов сделаны Валерием Заровнянных.
Наталья Земскова
Фото предоставлено пресс-службой Театра-Театра