СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Художественный музей уезжает из Спасо-Преображенского кафедрального собора

Художественный музей уезжает из Спасо-Преображенского кафедрального собора
С 3 октября 2023 года в Пермской галерее закрыли постоянные экспозиции

Свершилось то, что мы так долго ждали. 3 октября 2023 года в Пермской галерее закрыли постоянные экспозиции деревянной скульптуры, русского и западноевропейского искусства в связи с началом подготовки экспонатов к переезду во временное хранение.

С одной стороны, грустно – не одно поколение пермяков приходило в храм искусства прикоснуться к нашему и мировому искусству. С другой, пермскую жемчужину культуры ждет переезд на новое место жительства – в специально построенное для нее здание на территории общественного пространства «Завода Шпагина». И это не может не радовать. О деталях переезда в пермском эфире «Серебряного дождя» (16+) рассказала замдиректора пермской галереи Ольга Старцева.

Переезд

У любого музея есть три жизни, которые идут одновременно, говорит Ольга Старцева. Первая – та, которая заметна всем – экспозиции, лекции. Есть жизнь за закрытыми дверьми – фондохранение и те помещения, которые только для своих сотрудников.И есть третья жизнь, которая связана с подготовкой к некоторому процессу – выставочному или к какой-то выдаче экспонатов. И она бывает не очень видна даже сотрудникам, которые работают в музее.

– У нас сейчас примерно такой этап. Мы подходим к финальной стадии жизни галереи в соборе, после которой начнется новая. Постепенный процесс переезда идет достаточно давно, больше полугода. Нам выделена часть здания бывшего завода «Телта». Часть экспонатов из фондохранений уже перевезена. Это произведения графики, тиражной и печатной графики, фонд мебели, некоторая часть коллекции икон, живописи, а также архив и биб­лиотека. То есть большая работа уже проделана, – уточнила Старцева.

Галерея располагалась в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора с 1932 года. Это была сложная, интересная, прекрасная, трудная, драматичная, очень разнообразная жизнь. Она впитала в себя всю историю нашей страны. Получение отдельного здания в то время означало новый статус для города как культурного центра. Открытие в Перми художественного музея показывало стадию культурной и духовной зрелости его жителей.

Но когда галерея получила отдельное здание собора, архитектурную доминанту города, буквально с первых лет стало понятно, что музею тесно. За каких-то три-четыре года объем коллекций вырос в тысячи раз. Это были очень качественные поступ­ления: фарфор Императорского фарфорового завода, произведения живописи, плакаты, графика, деревянная скульптура. Это было хорошее, качественное, настоящее пополнение. Но показать ценителям его не получалось ввиду нехватки площадей.

– Например, у нас сейчас в западноевропейском искусстве представлена живопись и две скульптуры. А тут будут добавлено еще и декоративно-прикладное искусство, будет добавлена графика, которая будет сменной, потому что графику нельзя подолгу показывать. Появится, наконец, отдел искусства 20 века советского периода. Появится народное искусство. То есть то, что у нас вот как раз в фондах, что мы не могли показать, – рассказала замдиректора галереи.

Временное размещение

Галерея должна покинуть здание собора к декабрю текущего года. Во временном размещении на «Телте» коллекции будут храниться в хорошо отремонтированных и вентилируемых помещениях. А в третьем квартале 2024 года художественный музей должен будет начать работать в новом здании.

– Музейный переезд – это не совсем то, что, например, переезд из одной квартиры в другую. Наши экспонаты требуют, конечно, особого подхода. Это и декоративно-прикладное искусство, где каждую выступающую деталь нужно особым образом укутать и укрыть. Это очень тонкая лепнина, например, на рамах, на авторских рамах в том числе. Это большие живописные произведения. Я уже не говорю о скульптуре, о самой заметной, наверно, в экспозиции русского искусства. Большая скульптура Харламова «Сея­тель», которая всегда стояла на этом месте, всю историю галереи. Она огромная и очень тяжелая. И вот как она будет переезжать, мы, наверное, снимем отдельный фильм, – пообещала Ольга Старцева.

Пока в галерее остается нетронутой самая сложная часть коллекции, а именно то, что находится в постоянной экспозиции. Эти произведения будут упаковывать постепенно, с пониманием четкого графика передвижения. Потому что вещи не должны оставаться в упаковке долгое время. Потому что им нужен особый микроклимат. Картины и графику нельзя долго держать в упакованном виде.

При этом закрытие с 3 октяб­ря постоянных экспозиций не означает, что галерея закрыла перед посетителями двери. До конца октября продлена работа временных выставок «Чугун. Уральская классика» (0+), «Небесные покровители земли русской» (0+), «Узоры декоративно-прикладного и ювелирного искусства России» (0+), «Арка, балка, капитель» (0+).

Точная дата окончания работы временных выставок зависит от графика проект­но-изыскательских работ по реконструкции собора.

Экспозиция в Третьяковке

Но и это не всё. Часть коллекций пермской галереи сейчас представлена в залах Государственной Третьяковской галереи, где состоялось торжественное открытие выставки «От иконы к авангарду» (0+). До 25 февраля 2024 года в экспозиции будут представлены 80 уникальных произведений искусства: иконопись, золотое шитье, храмовая скульптура, живописные произведения первой трети ХХ века.

Экспозиция в Третьяковской галерее стала одним из кульминационных событий, приуроченных к 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию Перми. Пермская художественная галерея – один из крупнейших и наиболее значительных региональных музеев России. В собрании музея – более 55 тысяч экспонатов – от памятников древнеегипетского и античного искусства, западноевропейских полотен XV–XIX столетий до работ, выполненных в XXI веке.

Участие в открытии выставки приняли губернатор Пермского края Дмитрий Махонин и директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян. По словам Дмитрия Махонина, перед краевыми властями стояла задача разделить этот большой и значимый для региона праздник не только с пермяками, но и с жителями других городов России: Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Москвы.

– Третьяковская и пермская галереи сотрудничают ни один десяток лет. Выставка дает представление о том, что такое Пермский край, Пермь Великая, можно узнать о Прикамье как центре духовности, культуры, промышленности. Надеемся, что после посещения экспозиции люди чаще будут приезжать в Пермский край. Намерены сделать так, чтобы в следующем году Пермская художественная галерея представила свои выставки, экспонаты из запасников уже в новом здании, – сказал Дмитрий Махонин.

Пермские боги

Как рассказали представители Третьяковской галереи, по замыслу кураторов, экспозиция выставки разделена на три части. В первом разделе представлены произведения древнерусского искусства: памятники лицевого шитья и иконописи XVII века. Практически все экспонаты самым непосредственным образом связаны с родом легендарных именитых людей Строгановых, в свое время сыгравших важную роль в освоении Прикамья. Второй раздел выставки – коллекция храмовой деревянной скульптуры, наиболее известная часть собрания Пермской художественной галереи.

Собранная в основном в результате экспедиций по селам и деревням в 1923–1926 годах она насчитывает сегодня около 500 единиц хранения. Завершается экспозиция ярким собранием русской живописи первой половины ХХ века. В частности, представлены произведения всемирно известных художников: Кузьмы Петрова-Водкина, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Любови Поповой, Ивана Клюна, Александра Родченко, Александра Дейнеки, а также полотна русских футуристов (Василия Каменского, Давида Бурлюка, Виктора Пальмова).

Гендиректор Третьяковки Елена Проничева отметила, что коллектив столичной галереи рад принимать выставочный проект, так полно представляющий коллекцию их пермских коллег. По ее словам, кураторы выставки раскрывают историю формирования пермской коллекции, которая переплетается с историей Третьяковской галереи.

– Первый директор Игорь Грабарь стоял у истоков Пермской галереи, участвовал в экспедициях по Пермскому краю, в результате которых была сформирована уникальная коллекция деревянной скульптуры. Наша сегодняшняя выставка начинается с совершенно потрясающего памятника, ветхозаветной Троицы мастера Оружейной палаты высочайшего уровня. Мы не могли обойти знаменитую часть собрания – деревянную скульптуру, так называемых «Пермских богов», которые стали титульной коллекцией. Заканчиваем выставку произведениями художников русского авангарда, где представлены произведения из постоянной экспозиции. Уверены, что выставка в Третьяковской галерее прекрасно дополняет мероприятия, которые Пермский край проводит в рамках юбилея краевой столицы, – считает Проничева.
Подробнее о лучших экспонатах коллекции пермской галереи вы может прочитать в этом номере «Звезды» на 21, 22 и 23 страницах в материале «Сокровища Пермской галереи». Статья опубликована в рамках нашего долгоиг­рающего проекта «300 историй Перми», приуроченного к юбилею краевой столицы.

 

Александр Давыдов

Фото: Министерство культуры Пермского края