Любимые герои детства снова с нами – теперь на сцене Пермского ТЮЗа. Опять маленькая отважная Герда отправилась на поиски названного брата Кая. И в пути ей помогает добрый Сказочник, который угадывает подстерегающие ее опасности, помогает.
И, конечно же, произносит слова, которые давно стали крылатыми: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего!» В общем, вновь на сцене Пермского ТЮЗа «Снежная королева». В первый месяц существования театра, в декабре 1964-го, это был второй его спектакль после романтической драмы «Город на заре» Алексея Арбузова.
«В жизни пермских мальчишек и девчонок, юношей и девушек большая радость: они получили в подарок свой театр, открылся профессиональный ТЮЗ! – писала в газете «Звезда» доцент Пермского университета Телятникова. – Коллектив молодого театра с большой любовью и чувством ответственности готовился к этому дню. Каждое поколение будущих зрителей получило свой спектакль: школьникам первых-шестых классов приготовлена сказка «Снежная королева», учащиеся старших классов и техникумов увидят историю из жизни своих сверстников «Все это не так просто», наконец, рабочая и вузовская молодежь встретится с юностью своих отцов в «Городе на заре».
Еще одну жизнь «Снежная королева» обрела 1 января 1971 года. Пьесу Евгения Шварца поставила режиссёр Ксения Грушвицкая. И вот в 2022 году на сцене ТЮЗа новая «Снежная королева» (6+): яркая, музыкальная, захватывающая – мировое наследие и волшебство, которое нельзя пропустить. Премьера вышла как раз ко дню рождению Пермского ТЮЗа: в декабре театру исполнилось 58 лет.
Художественный руководитель и главный режиссер театра Константин Яковлев предложил зрителям свою версию всеми любимой сказки – классический вариант постановки в своей сценической редакции. Это все та же добрая и узнаваемая сказка, но адаптированная для восприятия современной публикой: в ней появилось больше динамики, музыки и всевозможных визуальных эффектов.
– Хотелось сделать красивую добрую сказку в достаточно традиционных канонах. Однако вы увидите новую Снежную королеву, «нарисованную» более широким диапазоном красок. И то, что не додумал Шварц, за него придумали мы. Наша Королева – очень разная, не совсем злобный антагонист, который всех только пугает. В нашем спектакле она – несчастная, одинокая, страдающая женщина с очень глубокой и затаенной болью, которая и оправдывает ее поступки. Мое глубокое убеждение: если имя персонажа выносят в заглавие, он не может быть однобоким, – делится своими задумками Константин Яковлев. – Более того, верхние смыслы понятны даже детям. А подтексты Шварца и те, смыслы, которыми мы наделяли каждую сцену, будут считываться взрослыми дополнительно к тому, что увидят по первому плану дети.
Так же кропотливо постановщики работали над характером каждого персонажа. Режиссёр по пластике Татьяна Безменова, которая в Пермском ТЮЗе поставила как режиссер «Чемоданное настроение» и хореографию в «Сказках о ежике в тумане», убеждена, что придуманная ею для героев «Снежной королевы» пластика, соответствует и режиссерской задумке, и образам, и общей партитуре спектакля, и музыкальной драматургии.
– Да, в спектакле нет традиционных танцев, но я люблю, когда моя работа размыта и не читается явно. Поиски начинаются с того, чтобы каждому персонажу присвоить жест, походку, пластический рисунок, драматургию, чтобы добиться выразительности и воздействия на зрителя всеми доступными способами. Эта работа не видна, но занимает гигантское количество времени: чтобы добиться естественности жеста и его уместности в той или иной сцене, приходится приложить большие усилия. Но когда этот эффект воздействия достигается, вызывая слезы или смех, значит, ты попал в точку, трудился не зря, – размышляет режиссер по пластике.
Кстати, Татьяна Безменова ставила «Снежную королеву» в Красноярском музыкальном театре как балетмейстер-постановщик. Спектакль, который вошел в лонг-лист «Золотой маски», идет уже 16 лет и пользуется огромной популярностью.
Снежную королеву в спектакле играют Татьяна Гладнева и Анна Демакова. Для этой роли было сшито совершенно сумасшедшее платье, невероятно многослойное, выполненное из полупрозрачных «ледяных» тканей и фактурных кружев, с уникальной 3D-структурой – подложка, основной цвет, наложение отдельных узоров, добавление бижутерии. Для его создания использовали 8 видов тканей, 6 видов кружев, при этом каждая пайетка и камень пришиты вручную.
– Не хотелось тяжелого и бытового образа, хотелось легкого, летящего, полупрозрачного, некой магии на сцене, морозной дымки, – рассказывает художник-сценограф из Нижнего Новгорода Екатерина Крюкова, с которой ТЮЗ сотрудничает впервые.
Как известно, датский сказочник Ганс Христиан Андерсен написал историю о Снежной королеве в первой половине XIX века. Но Крюкова при создании костюмов ориентировалась на Германию примерно XVIII века, хотя призналась, что ее Снежная королева – вне времени.
Костюм каждого из персонажей сказки состоит из 5-8-слойных элементов. И хотя классической костюм, по мнению художника, подразумевает насыщенность и объем, ей хотелось уйти от понятия бытовизма и от плоскости, создать настоящую одежду реальных людей, чтобы ни одна деталь не выдавала синтетики и искусственности в визуальном образе.
– От режиссера поступила конкретная задача: сделать спектакль в классическом оформлении, хотя очень многие театры сегодня пользуются лаконичными, современными декорациями. А мы хотели вернуть детей в красивую, волшебную сказку, словно сошедшую со страниц старинной книги. Но, в то же время, мы должны были идти в ногу со временем, быть интересными для детей. Хотелось, чтобы детки пришли и увидели что-то совершенно необычное – новых Кая и Герду, новую Снежную королеву. У нынешних детей легкое, клиповое сознание: увидели эффект и захватило дух. И если первые 2-3 секунды ребенка визуально захватили, значит, дальше он уже начнет следить и за сюжетом, и за развитием мысли. Поэтому мы хотели поразить неким никак неожидаемым чудом. А поскольку современных детей очень сложно удивить, в этом и была задача, – считает Евгения Крюкова.
И судя по реакции зрительного зала, постановщикам удалось это в полной мере: обычно на спектаклях 6+ дети возятся, шушукаются, шуршат, возятся. Но на новой постановке ТЮЗа в зале стояла звенящая тишина!
Как известно, Снежная королева – ледяная дева из скандинавской мифологии, прообраз смерти. Поэтому Константин Яковлев, который кроме режиссуры, занимался и музыкальным оформлением спектакля, использовал скандинавские фольклорные мотивы, аранжировки к которым писал зав. музыкальной частью театра Марк Либерзон, отсюда музыка в сказке звучит весьма современно.
Нельзя не сказать об еще одной интересной находке. В самом начале спектакля придуманные детским воображением (на самом деле, Константином Яковлевым) снежные человечки танцуют некий северный танец: словно чатхи или лапландцы вскидывают руки, изображая птиц (хореограф – Татьяна Безменова). Пляшут под песню как будто на языке Бьорк. А на самом деле это… Гораций. Латынь. Марк Либерзон взял, как он говорит, подходящий по смыслу текст и сочинил музыку в древне-английском стиле. Вообще, музыки в спектакле очень много, но о ней иногда просто забываешь – так органично она сливается с эмоциями и чувствами.
Чрезвычайно удачно режиссером был сделан выбор актеров на роли Кая (Александр Королёв, Евгений Турушевин) и Герды (Мария Саламатова, Евгения Шишенина). Неимоверно подвижные, искренние, непосредственные – подлинные дети!
Маленькую разбойницу в «Снежной королеве» играют роскошные блондинки – высокие и с пышными формами (Наталья Аникина, Виктория Ельцова). С некоторых ракурсов маленькая разбойница даже больше атаманши. Константин Яковлев поставил этот эпизод так, что самая крупная девушка на сцене превращается прямо на глазах у зрителя в самую маленькую девочку – в милого пухлого младенца.
Виктория Ельцова, безусловно, стала главной любимицей публики в спектакле: зал буквально взрывался восторгом, когда она появлялась на сцене. Хочется отметить, что это далеко не первый явный зрительский успех этой характерной актрисы: Виктория умеет любую роль, даже самую маленькую, превратить в настоящий шедевр.
Не менее колоритна и безумно обаятельна птичья парочка – Ворон (Эльдар Такавеев, Сергей Трясцын) и Ворона (Елизавета Мушегова, заслуженная артистка РФ Ирина Шишенина). Их ужимки и потешные артикуляции ртом-клювом – великолепная находка режиссера и хореографа.
Создатели пермской постановки очень старались, чтобы на сцене Пермского ТЮЗа в эти новогодние дни появилась настоящая сказка. И им это удалось в полной мере. Во-первых, это безумно красивая история. Во-вторых, противоборство злых и добрых сил приправлено актуальными шуточками на самые современные темы, которые по достоинству оценит, несомненно, только взрослая аудитория. Поэтому на эту зимнюю сказку стоит сходить всей семьей.
– Большое удовольствие испытываю, когда работаю со сказками, поскольку это приходится делать редко. Сказка для меня – десерт, подарок, радость и счастье, поэтому все спектакли я делаю для себя маленькой, вспоминая свои детские походы в театр, в том числе и неудачные, когда я испытывала стыд за некоторые постановки. Чтобы этого избежать, добиваюсь эффекта, когда мне самой нравится. Дети интуитивно реагируют на ложь и фальшь, взрослых обмануть проще. Поэтому к постановке детских сказок нужно подходить с чистыми руками, душой и сердцем, – так сформулировала кредо всей творческой команды проекта Татьяна Безменова.
Маргарита Неугодова
Фото предоставлено ТЮЗом.