СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.12.2024
16+
Архив

Театральный фестиваль «КаМский» прошел в Лысьве с аншлагами и через год развернется в Чайковском

Театральный фестиваль «КаМский» прошел в Лысьве с аншлагами и через год развернется в Чайковском
В 2018 году в театральном сообществе появилась идея – создать передвижной краевой фестиваль специально для театров малых городов. Который будет ежегодно кочевать по городам Пермского края.

В 2018 году в театральном сообществе появилась идея – создать передвижной краевой фестиваль специально для театров малых городов. Который будет ежегодно кочевать по городам Пермского края.

И впервые такое мероприятие состоялось в Кудымкаре, однако тогда называлось «Сообщение». «КаМский» же под своим нынешним именем стартовал в 2019-м в Березниках и каждый год меняет локации: год назад его проводили в Губахе, нынче – в Лысьве, на базе театра драмы имени Анатолия Савина.

Когда все начиналось два года назад, директор Березниковского драматического театра Юлия Белоусова рассказывала, что именно они выступили с просьбой стать первопроходцами на тропе нового фестиваля, тем более, что подобный опыт уже имелся. Да и название родилось здесь же, и в нем специально заложена аллюзия на Каннский фестиваль. А мост, украшающий эмблему проекта, похож на подобные сооружения Владивостока (см. купюру в 2000 рублей) и Сан-Франциско.

Нынче в «КаМском» принимали участие семь театральных коллективов Прикамья. Фестивальная афиша объединяла спектакли для зрителей самых разных возрастов, вкусов и предпочтений. Открыл фестиваль Березниковский театр «Бенефис», представивший «Сказки Пушкина» (6+), хотя продвинутые зрители ждали «Камень» (16+) по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, который вошёл в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска» этого года.

Эстафету подхватил Кунгурский ТЮЗ с «Малышом и Карлсоном» (0+), молодёжный театр «Доминанта» (Губаха) показал сказку для подростков «Василисса» (12+) по пьесе Марии Малухиной, поставленную режиссёром Дмитрием Огородниковым в модном жанре хоррора. Чайковский театр драмы и комедии привёз «Короля Лира» Шекспира (16+), который дал официальный старт началу фестиваля, а Коми-Пермяцкий драматический театр им. Горького – «Раскас» (16+) по рассказам Василия Шукшина в жанре «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности».

Лысьвенский театр драмы подарил зрителям спектакль о жизни и любви «Космос» (18+), завоевавший уже множество наград и регалий: именно эта постановка олицетворяла Лысьву на XIX фестивале театров малых городов России в Нижнем Тагиле, и получил сразу два диплома: за лучшую эпизодическую роль – артисту Алексею Якубенко и диплом Ассоциации театральных критиков – режиссёру Вере Поповой – на ХVI Краевом театральном фестивале-конкурсе «Волшебная кулиса». Хотя многим театралам, особенно иногородним, хотелось бы увидеть «Место действия: Лысьва» (12+), который пробился в лонг-лист «Золотой маски». Кстати, с этой работы началось сотрудничество театра с режиссёром Верой Поповой, которая теперь его главный режиссёр.

Всю неделю фестиваля зал Лысьвенской драмы был переполнен. По словам директора фестиваля Марины Зориной, цель фестиваля – не только познакомить жителей с лучшими спектаклями театров региона, но и повысить творческий потенциал провинциальных театров, создать пространство для обмена опытом, повышения профессионального мастерства.

И судя по отзыву театрального критика, главного редактора журнала «Замыслы» Екатерины Костриковой, (Москва), фестиваль произвёл на нее самое позитивное впечатление. Именно она была модератором обсуждений, которые проходили после спектаклей.

– Качественно подобранная программа даёт широкий взгляд на театральную ситуацию в регионе, и видно, что театральный уровень территории очень высок, как и уровень ответственности художников перед своими театрами. Прикамье — передовой регион, где театры не боятся экспериментировать, не боятся быть не понятыми своим зрителем, осваивают новый язык и показывают высокий, серьёзный, не провинциальный уровень.

Столичный эксперт особенно отметила спектакли «Василисса» и «Раскас» за активный диалог со сказкой и фольклором, а также за музыкальность, а спектакль «Космос» Екатерина Кострикова назвала «одним из главных театральных впечатлений за последнее время»:

– Мне кажется, это замечательно, что режиссер постановки является и главным режиссером этого театра. Хотелось бы увидеть еще какие-нибудь работы этой труппы.

Организаторы фестиваля отмечают, что от «Волшебной кулисы» – фестиваля, который проходит в Пермском крае уже многие десятилетия, «КаМский» отличается целевой аудиторией: если «Кулиса» – форум профессионального театрального сообщества, «междусобойчик для своих» с обязательным поощрением лучших из лучших, то «КаМский» – подарок, прежде всего, зрителям того города, где он проходит, не предполагающий никакого состязательного начала.

В заключительный день фестиваля, на двух площадках театра, можно было наблюдать итог двух работ – лаборатории физического театра и лаборатории импровизационного театра, непременная составляющая регионального фестиваля, в которой совмещаются неформальное общение и мастер-классы для профессионального роста актёров.

Хореограф и режиссёр из Новосибирска Андрей Короленко занимался с артистами физическим театром, а режиссёр и театральный педагог из Москвы Олеся Невмержицкая проводила практикум по контактной импровизации. Результат мастер-классов оказался не только полезным для профессионалов, но и художественно значимым настолько, что его рискнули показать широкой публике.

– Наша лаборатория называется импровизационный театр. Его специфика в том, что участники – актеры драматического театра, а не артисты комедийных шоу. Это значит, что каждый вечер артист берет чужую драматургию, выходит на сцену и существует в чьей-то пьесе, в чьей-то постановке, и каждый день играет одно и то же.

После этого возникает выгорание, уставание, диалоги, которые были на премьере, потихоньку умирают и становятся просто текстом. Это нормальная часть профессии. Как же с этим работать? За время фестиваля мы попытались предложить друг другу какие-то освежающие, реанимационные методики, которые могут помочь в работе. Мы делали упражнения в виде импровизационных игр, которые можно применить к чему угодно, работали с диалогами и монологами – из этого состоит спектакль.

Бытует представление, что импровизация – это обязательно изображение какой-то ерунды, чтобы все засмеялись. Слово «импровизация» ощущается, как некий комединый формат, где актеры импровизируют на заданную тему и всегда смешно. Моя задача заключалась в попытке подойти к этому процессу с обратного пути. Актеры, пришедшие на лабораторию импровизационного театра, пытались научиться свободно ощущать себя на сцене, – поделилась секретами «кухни» Олеся Невмержицкая.

Завершился последний фестивальный вечер творческим отчётом другой лаборатории, где под руководством Андрея Короленко артисты учились взаимодействовать с собственным телом и друг с другом, ощущать пространство и себя в нём, чувствовать партнёра и так далее. Был показан красивый пластический перформанс, в котором речь, хоть и не вербальным языком, шла о свободе, взаимопонимании, любви.

Организаторы проекта – Центр по реализации проектов в сфере культуры, Министерство культуры Пермского края и Пермское отделение Союза театральных деятелей РФ.

– Всего на спектаклях «КаМского» побывало 843 зрителя - это продажи по билетам, плюс ежедневные участники фестиваля и лабораторий. Их, конечно, в зале никто не считал. В последний день показов лабораторию посетило 170 человек (это участники и приглашенные /без билетов). 174 человека приняли участие в самых разных программах фестиваля (лаборатории, образовательная и деловая программы, обсуждения спектаклей), – подвела итоги директор проекта Марина Зорина.

Следующий «КаМский» должен состояться через год в Чайковском театре драмы и комедии, правда, неизвестно, успеют ли к этому времени отремонтировать его здание, которое давно уже находится на капитальном ремонте.

Маргарита Неугодова
Фото предоставлено пресс-службой «КаМского».