«Лето – это маленькая жизнь» – название новой выставки (16+) галереи «Марис-арт». Можно по-разному относиться к творчеству барда Олега Митяева, но рефрен про лето из его песни давно превратился в русскую народную идиому. А потому и строчка пришлась в тему.
Посетителей встречает текстильная инсталляция «Дорога домой», созданная удивительным театральным художником Лидией Ерохиной и хозяйкой галереи Татьяной Пермяковой. При всём игровом, простодушном и очень тёплом настроении работа интригует и удивляет сопряжённостью нарядности и простоты с глубокой, трогательной человечностью.
Дорога домой, ведущая от леса через яркость полей и просёлков, неизменно приводит к деревенской околице, к городу или к реке. Их летние образы выстраиваются в прекрасную мозаику, созданную произведениями совсем разных авторов. Очень важным сегодня оказывается повод вспомнить имена и произведения целого ряда мастеров, чьи работы не раз показывались в «Марисе».
В залах новой выставки зрителей встречают пейзажи и композиции тех художников, которых здесь называют любимыми авторами. Среди них корифеи пермского искусства Галина и Пётр Оборины с произведениями, созданными от 1940-х до 1990-х годов, Иван Борисов и Анатолий Филимонов, активно работавшие в последней четверти 20 века, и Николай Калабухов с пейзажами того же периода.
Стоит вспомнить, что почти все из названных художников были и остаются малоизвестны широкой публике. И только постоянное участие их произведений в экспозициях «Мариса», часто из домашних собраний их наследников, раскрывало многообразие их творчества. Особенно необычным и знаковым стало настоящее открытие творчества Николая Калабухова. Произведения этого лирически проникновенного автора зрители впервые увидели и узнали именно в экспозиции галереи «Марис-Арт» только в 2013 году.
Работая на одном из оборонных предприятий Перми в должности художника-конструктора, Калабухов постоянно писал этюды, пейзажи и портреты в технике акварели, гуаши и масляной живописи. Он получил образование в Нижнетагильском художественном училище. Его жизнь сложилась так, что до начала 2000-х годов произведения, которые он писал исключительно «для себя», не были известны публике. Сегодня имя художника введено в художественный контекст города, и новая экспозиция даёт возможность вновь увидеть целый ряд его нежнейших пейзажных работ.
Подобным же образом, от семей авторов, пришли к зрителю «Мариса» прекрасные композиции Галины и Петра Обориных, Ивана Борисова и Анатолия Филимонова. В ряду других, более известных произведений этюды и лирические пейзажи этих мастеров долго оставались в мастерских, редко появляясь на выставках. Чаще всего, они передавали личное авторское настроение или особое состояние природы.
Эти работы отразили не только индивидуальные взгляды мастеров, а часто тот культурный фон, который сегодня может быть особенно интересен и значим. Вместе с тем, летняя пора всегда благоприятна своим особым состоянием света, воздуха и тепла, она важна для поддержки жизненных сил и позитивных настроений. Всё многообразие летних настроений: ранние рассветы, поздние закаты, а ещё леса и перелески, реки, речушки и пруды, – всё то, чем нас радует лето, всё это здесь! Картины, этюды многообразных летних красот и многих сезонных радостей в экспозиции великолепно поддержаны произведениями ныне активно работающих авторов.
Среди них также в группу любимых и по-новому открытых входят Анатолий Френкель, Алексей Балмасов, Светлана и Игорь Грищенко из Нижнего Тагила, а также камнерезы Степан Кривощёков и Татьяна Нелюбина. Эти авторы сегодня активно создают свои произведения в самых разных стилях и направлениях, материалах, техниках и приёмах. Именно их этюдное многообразие составляет радужную экспозиционную палитру.
Чудесное летнее время, как никакое другое, естественно располагает к тому, чтобы снять лишние одежды, подставить свои лицо и тело солнцу и окунуться в водоём. Классическая для искусства тема «ню» в экспозиции выделена в отдельное пространство. Удивительно уже одно только сочетание авторской интерпретации художников из разных эпох. У каждого не просто своя позиция в этом жанре, а интригующее отражение времени, личных приоритетов в искусстве.
Для одних – это красота, для других – энергия, третьим – важна магия свободы и эротика. Многообразие техник и материалов здесь особенно радуют и удивляют. Наряду с живописными техниками (масло, темпера, акрил), есть акварель, гуашь, пастель, тушь, батик, эмаль и резьба по камню, – для художников это поистине вдохновляющая тема. Особенно неожиданны эротические образы, воплощённые в камне скульптором-камнерезом Татьяной Нелюбиной. Они поэтичны и нежны. Возникает ощущение, что уральский камень в руках мастеров способен передать многие аспекты жизни и бытия.
Даже традиционная анималистика и фигуры птиц у маэстро Степана Кривощёкова становятся живыми персонажами, каждый со своим выразительным «лицом» и характером. Введённые в выставочную экспозицию, они обживают многоликое пейзажное пространство. Солнечный свет, проникающий в залы выставки, усиливает впечатление от произведений и акцентирует летнее настроение.
Важно отметить, что новая выставка стала и выставкой-памятью. Она напоминает о прекрасных мастерах и не только о тех, кого сегодня нет с нами, но и о тех, кто создаёт новые удивительные работы и тем радует и вдохновляет зрителей. Преодолевая превратности непредсказуемого уральского лета, зрители галереи «Марис-арт» имеют возможность смотреть и наслаждаться искусством, а также получать новые летние впечатления.
Маргарита Неугодова
Использована репродукция картины Ивана Борисова «Купальщицы» из паблика галереи во ВКонтакте.