СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
03.01.2025
16+
Архив

Лариса Барыкина о современной хореографии на «Арабеске»: «Штампы и клише заявили о себе в полный голос»

Лариса Барыкина о современной хореографии на «Арабеске»: «Штампы и клише заявили о себе в полный голос»
В рамках XVII Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск» прошел конкурс современной хореографии. В нём приняли участие 81 танцовщик и 50 хореографов. Итоги комментирует Лариса Барыкина, музыкальный и балетный критик, член жюри прессы:

В рамках XVII Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск» прошел конкурс современной хореографии. В нём приняли участие 81 танцовщик и 50 хореографов. Итоги комментирует Лариса Барыкина, музыкальный и балетный критик, член жюри прессы:

– Турнир этого года, на мой взгляд, вряд ли возможно причислить к самым ярким и успешным в истории. Вот почему – в силу каких тенденций и особенностей.

Во-первых, мы увидели больше интересных современных танцовщиков, чем хореографов. А во-вторых и в главных, состязание сочинителей танца невероятно помолодело. 20-летние неофиты, студенты и пробующие себя в качестве авторов танцовщики смело именуют себя хореографами, даже если выставляют на суд авторитетного жюри немудреные танцевальные импровизации, едва ли не первые в жизни опусы. Смелость, как известно, города берет, но отнюдь не все и не всегда.

Также по теме: Гран-при «Арабеска» 2022 остался без обладателя.

Удивительно, но штампы и клише, обычно не присущие молодому поколению, вдруг заявили о себе в полный голос. Почти все номера начинались совершенно однотипно: застывшей позой на темной сцене, в конусообразном луче верхнего света, и так же заканчивались. На протяжении целого дня (утренний и вечерний показы 27 апреля) казалось, что мы смотрим нескончаемый спектакль из множества микро-серий.

Излюбленный музыкальный стиль – все тот же минимализм, рулит Филип Гласс и его бледные эпигоны, хотя встречаются и другие композиторы, среди коих в особом почете, что не новость, – Бах и Вивальди. Что волнует сегодняшних сочинителей танца, иногда оставалось полной тайной! Скудный набор движений, не связанных единой мыслью, не говоря уже о драматургическом развитии, о сложной композиции; удобоваримый ритмический рисунок и т.д., и т.п.

Обнаружилось несколько попыток работы с образами мировой литературы и мифологии. Классический балет пригодился как матрица для пластических трансформаций, в паре случаев конкурсанты пытались заново сочинить нечто на музыку «Лебедя» Сен-Санса. Иногда возникали намеки на актуальность идей и тем: суицидальные аллюзии, тема пандемийного затворничества, антивоенные настроения, драматизм личностных, прежде всего, гендерных отношений.

Что можно сказать точно: в современной хореографии сегодня практически отсутствует самая популярная форма номеров прежних лет, то, что называют «честным любовным дуэтом» в стиле балетной неоклассики. Никакой идиллии в отношениях, драматичная подоплека почти всегда – и это тоже многое говорит о мировосприятии поколения. Если мир классической хореографии воспринимается сегодня им как сфера абстрактной гармонии и умозрительного оптимизма, то современный танец по контрасту почти всегда – в мрачных тонах и депрессивных эмоциях. В пресловутом черном кабинете.

Но самое печальное – собственно хореография. Очень скудная по лексике и по логике развития. Чувствуется, что за плечами пока еще (а у некоторых конкурсантов – уже) нет освоенных танцевальных стилей и систем, не говоря о выработке собственного. Нередко преобладает элементарная пантомима, сдобренная акробатикой, и номера становятся похожи на студенческие этюды, принятые у драматических актеров на курсах «наблюдения» и «пластическая выразительность».

В этом смысле любые попытки преодолеть круг очерченных стереотипов, говорить не общими фразами, а от себя, воспринимаются глотком свежего воздуха. Здесь нет возможности проанализировать все 55 номеров, выставленных на конкурс хореографов. Скажем честно, что на этот раз практически не нашлось работ, попавших в раздел современной хореографии по ошибке – минимум эстрадной попсовости, шоу или банальной непроработанной неоклассики.

Из конкурсных опусов запомнились больше дуэты: история с кринолином-клеткой «Маргарита» (Лилия Симонова), темпераментный дуэт любви-отталкивания «Amour мешает лед и пламя» (Тимур Загидуллин), женский симметричный танец «½» (Элина Кавалерова), «Дочки-матери» (Анна Лавриненко) и довольно странная, не до конца хореографически оформленная, но волнующая история про лошадь графа Вронского «Фру-фру» (Леонид Кисиль).

Намного убедительнее выглядели номера, не участвовавшие в конкурсе, где отлично показались исполнители: несколько миниатюр Алексея Расторгуева, старая работа Алексея Мирошниченко «Я тебя не люблю», «На вершине» Юлии Репициной…

Внеконкурсные миниатюры Арины Панфиловой тоже оказались удачнее. Еще раз подчеркнем, что ряд танцовщиков основного классического раздела по-настоящему раскрылся именно в современной хореографии. Что – радует.

А теперь собственно о результатах.

Все перешедшие во второй тур автоматически стали участниками этого конкурса современной хореографии. Пермь в этой нише представляли несколько хореографов – Сергей Райник, художественный руководитель Балета Евгения Панфилова, Арина Панфилова, педагог Пермского хореографического училища, Марина Кремнёва, руководитель «Центра современного танца М. Кремнёвой», и Надежда Безрученко, танцовщица этого коллектива. Алексей Расторгуев, поставивший для конкурса полтора десятка номеров, как член жюри в конкурсе не участвовал. После продолжительных дискуссий жюри награды распределились так.

Премии балетмейстеров за постановку номера современной хореографии

Первую решили не присуждать. А вторая (100 000 рублей) присуждена Лилии Симоновой (Москва) за постановку номера «Маргарита» по мотивам «Дамы с камелиями» на музыку Addio из «Травиаты» Верди.

Третью премию (70 000 рублей) поделили Ксения Малинина (Пермь) за постановку номера «При тусклом свете» на музыку группы Shortparis и Елизавета Мазуркевич (Москва) – за постановку номера Mielikki на музыку группы Einsturzende Neubauten.

Премии за исполнение номера современной хореографии

Первая премия (100 000 рублей) присуждена Валерии Кузнецовой, студентке Пермского хореографического училища (младшая группа) за исполнение номера «На вершине все пути сходятся» в хореографии Юлии Репицыной.

Вторую премию (70 000 рублей) поделили солисты Пермского балета Георгий Еналдиев (номер «Попутчик») в хореографии Алексея Расторгуева и Генрих Райник (номер «Септаккорд») в хореографии Алексея Расторгуева.

Третья (50 000 рублей) присуждена солисту Пермского балета Олегу Мангадаеву, партнёру Валерии Кузнецовой в исполнении номера Юлии Репицыной «На вершине все пути сходятся».

Специальный приз Владимира Васильева за артистизм присуждён Егору Березикову (Барнаул), солисту ансамбля песни и танца «Алтай» за исполнение номера «Пока, мсье!» в хореографии Александра Могилёва.

Специальных премий СТД РФ удостоены:
– хореограф Алиса Куликова (Москва) за воплощение образности силы чувств в номере «Пока не пойдет дождь» на музыку группы Einsturzende Neubauten;
– исполнитель – солист театра современной хореографии Ballet.Theatre Михаил Присекин (Барнаул) за синтез актёрской выразительности, технического мастерства и культуры танца в номере «Трудно быть птицей» в хореографии Дарьи Вергизовой.

Дипломы Жюри прессы получили:
– Никита Повалихин (Ростов-на-Дону) за исполнение номера «Чужой» в хореографии Виты Мулюкиной;
– Егор Березиков (Барнаул) за исполнение номера «Пока, месье!» в хореографии Александра Могилёва;
– Генрих Райник (Пермь) за исполнение номера «Септаккорд» в хореографии Алексея Расторгуева.

Подготовила Наталья Земскова