СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
12.09.2024
16+
Архив

Наталья Земскова: «Млада», Дятлов и все это – Высоцкий

Наталья Земскова: «Млада», Дятлов и все это – Высоцкий
Пермский академический хор «Млада» под руководством заслуженного деятеля искусств Ольги Выгузовой представил премьеру концертной программы «Высоцкий» (12+). В концерте, который 2 часа шел на сцене ДК Солдатова, принял участие заслуженный артист России Евгений Дятлов.

Пермский академический хор «Млада» под руководством заслуженного деятеля искусств Ольги Выгузовой представил премьеру концертной программы «Высоцкий» (12+). В концерте, который 2 часа шел на сцене ДК Солдатова, принял участие заслуженный артист России Евгений Дятлов.

Казалось бы, в зале должно преобладать старшее поколение, те, кто замирал у магнитофонов с записями Высоцкого в семидесятые-восьмидесятые прошлого века. Те, кто ночами стоял у касс в надежде получить заветный билет в Театр на Таганке. Те, кто слушал его «живьём» и навсегда запомнил гипнотические мурашки по коже...

Но среди публики так много молодых, даже юных лиц, что ещё до начала концерта понимаешь – дело не столько в теме концерта, сколько в музыкально-сценическом языке происходящего. Коллектив, который называется хором, по сути, является музыкальным театром, а его выступления – спектаклями.

Спектакль «Высоцкий» начинает сам герой, с экрана обращаясь к переполненному залу: «Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, когда весёлых песен не пою...». Второе четверостишье манифеста (а это философский манифест) подхватывает уже «Млада», и зритель не замечает, как перешла «эстафетная палочка» от автора XX века к исполнителям XXI-го.

После «Я не люблю» – «Деревянные костюмы»; после «Деревянных костюмов» – «Что за дом притих»; после «Дома...» – «Баллада о борьбе». После «Баллады» – «Беда»... Песни Высоцкого, которые мы знаем наизусть, идут не сплошным потоком. В первой части литературно-музыкальной композиции они прослоены произведениями современников – Окуджавы, Вознесенского, Ахмадуллиной.

Это сделано не столько для того, чтобы показать масштаб автора, сколько для того, чтобы воссоздать контекст времени, в котором он жил. С этой целью Евгений Дятлов читает заполненную Владимиром Высоцким анкету, и она многое объясняет.

Вопрос: «Что для вас самое страшное
Ответ: «Потерять голос...»

Голос Высоцкого – главный герой программы. Начиная звучать в старой видеозаписи, то есть, воспроизводиться буквально, он словно трансформируется, распадаясь на множество оттенков, переходит в иное «измерение» и уже звучит голосами тридцати четырёх солистов «Млады». И это – очень точный ход.

Потому что особенность «Млады» в том, что хор не только воспринимается как единое целое – в нём слышен каждый голос, каждый тембр, каждая индивидуальность. В какой бы сложный узор ни были переплетены, выстроены эти голоса, каждый выполняет свою оригинальную партию. Поэтому исполнительский «почерк» «Млады» не спутать ни с каким-либо другим.

Конечно, это был риск – попытаться хором исполнить Владимира Высоцкого, музыка которого почти физиологически может принадлежать только одному человеку – автору. Но когда концерт миновал свой экватор, и зазвучали «Баллада» о любви», «Она была в Париже», «Дорогая передача», «Сентиментальный боксёр», «Вершина» (тоже манифест!), все сомнения и страхи отпали.

Это был настоящий Высоцкий – живой, стилистически выстроенный, выверенный интонационно и драматически. Причём инструментальная музыка, как это всегда бывает на выступлениях «Млады», играла далеко не «вспомогательную» роль. Часто в ней словно бы отражалось время, и она договаривала, доносила то, что не договорил вокал.

И когда в финале звучали «Кони привередливые» (аранжировка Сергея Выгузова), было понятно, что новый спектакль «Млады» – не что иное, как музыкально-поэтический портрет одного из ключевых поэтов второй половины XX века, который уже можно рассмотреть с небольшой исторической дистанции. Он собран из самых разных образцов – где-то преобладает лирическое начало, где-то подлинный драматизм, где-то – отточенный юмор.

Ярчайшим образцом такого юмора стал музыкальный номер «Гимнастика», в котором «перелицованная» дирижёром и музыкальным руководителем Ольгой Выгузовой одноимённая песня Высоцкого с неожиданной аранжировкой Ольги и Якова Саравайских и новыми музыкальными цитатами получила объём и свежее дыхание.

А в результате сложилась своеобразная голографическая картина, где каждый элемент вбирал и отражал все остальные. Было очень интересно, как впишется в эту конструкцию концерта приглашённая звезда Евгений Дятлов, реализовавший себя не только как артист, но и как музыкант-исполнитель. Кто будет солировать – Дятлов или «Млада»?

Солировал Высоцкий, но главным героем вечера стала всё-таки «Млада», которая выступала практически нон-стоп. Евгений Дятлов, переходивший с чтения стихов на вокал и пение под гитару, был равноправным партнёром по сцене. Он не копировал Владимира Высоцкого (хотя может это делать блестяще), не форсировал звук, не хрипел, не утрировал сонорные звуки.

Он пел так, как поёт Дятлов, а не Высоцкий, но те самые мурашки по коже свидетельствовали о том, что аутентичный музыкальный текст принял талантливого исполнителя и его интерпретацию. Всё-таки в этой интерпретации оказалось больше размышления, чем утверждения и героики, больше лиричности, чем пламенных страстей, больше желания отрефлексировать время...

«Высоцкий» – это третий музыкально-литературный проект, созданный хором «Млада» в стилистике музыкального театра. Первыми двумя стали «Есенин» и «Семнадцать», условно посвящённый столетию Октябрьской революции.

В «Есенине» вместе с коллективом «Млады» выступил актёр Ленкома Антон Шагин, для которого драматург Ксения Гашева скомпоновала фрагменты четырёх биографий «последнего поэта деревни», написанных в разные годы. В композицию «Семнадцати» вошли фрагменты произведений Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака и других авторов пост-революционной России.

То есть, литература, в которой отразился драматичный двадцатый век. И если в «Высоцком» и «Есенине» «Млада» попыталась воссоздать образ поэта, философа, то «Семнадцать» – это многоголосье России, полифоничная попытка осмысления истории средствами искусства.

Все три авторские программы, оригинальные по форме и использованию выразительных средств (многоголосье, сольное пение, колористический свет, инструментальная музыка, чтение, видеоряд), глубокие по содержанию, – формируют новую, современную культуру хоровых концертов. И дело здесь не только в новых, неожиданных формах сценического языка. Дело – в самой «технике пения», позволяющей достичь максимальной выразительности звучания хора, который, кажется, может всё.

Художественный руководитель и дирижёр «Млады» Ольга Выгузова разработала специальную методику и систему репетиций, позволяющую не только использовать сложнейший репертуар, но делать это на высочайшем профессиональном уровне. Выгузова говорит:

– Репетиции – это ежедневный «балетный станок», – по четыре часа в день. Усталость – это непрофессионализм. Голос – наш инструмент, и он должен быть в форме всегда.

Много лет академический хор «Млада» работает по принципу репертуарного театра, регулярно выезжая на гастроли и международные конкурсы. Ближайшие выступления состоятся 20 марта в Москве в рамках юбилейных мероприятий, посвящённых Московской филармонии.

«Млада» примет участие в этномифологическом проекте «Дети выдры» на музыку российского композитора-минималиста Владимира Мартынова. Основным посылом проекта является уход от академической музыки и возвращение к народным музыкальным истокам. Вместе с «Младой» выступят Татьяна Гринденко (скрипка), Владимир Мартынов (фортепиано) и группа «Хуун-Хуур-Ту». 29 марта хор «Млада» даст концерт в Санкт-Петербургской Капелле имени Глинки с программой «От фолка до джаза», а 30 марта – в концертном зале Мариинского театра.

Мы говорим «хор», но на самом деле «Млада» – это культурный бренд Перми, занимающий собственную нишу на музыкальной карте России. Это более сорока масштабных концертов в год, оригинальные авторские программы и устремление прорваться в неизведанное...

Наталья Земскова