Всего и дел-то: Пермскую художественную галерею отправят в «Телту»

2021 , 10:59


Редко бывает, когда официальное сообщение об обычной, плановой встрече губернатора региона с кем-то из руководства страны преподносит сенсацию.

Однако с известием о беседе губернатора Прикамья Дмитрия Махонина с заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Чернышенко в Москве случилось именно так.

От обычной, казалось бы, поездки нашего губернатора – на встрече с вице-премьером обсуждали подготовку к грядущему 300-летию Перми – теперь ведут обратный отсчет к моменту переезда экспозиции Пермской государственной художественной галереи на другое место. Событие, которого дожидались без малого полвека.

Началось всё с того, что вице-премьер Правительства РФ оценивал ход исполнения поручений, данных в апреле этого года на первом заседании организационного комитета по подготовке 300-летия Перми (напомним, зампредседателя кабинета министров возглавляет федеральный оргкомитет – ред.).

А тогда на нем, в частности, было принято решение о строительстве нового здания для Пермской государственной художественной галереи, которая сейчас располагается в Спасо-Преображенском соборе (который официально ей не принадлежит – ред.).

– Правительством края была разработана проектная документация для нового музейного комплекса, – заявил Дмитрий Чернышенко. – Получено положительное заключение госэкспертизы, подготовлен земельный участок. Есть готовность софинансировать строительство из бюджета субъекта. Но для скорейшего возобновления богослужений в Спасо-Преображенском соборе необходимо организовать пространство для временного размещения галереи.

Дмитрий Махонин заверил вице-премьера, что здание под временное размещение галереи уже определено и работы по пере¬езду начнутся в ближайшее время. Как выяснилось по возвращении руководителя в Пермь, этим временным местом оказался корпус неэксплуатируемого телефонного завода по адресу: ул. Окулова, 75.

Информационное поле Прикамья взорвалось хором голосов взволнованной общественности, далеко не только культурной, но враз обеспокоившейся судьбой пермских богов и прочего наследия. Да, о том, что пермским богам и иной классике нужен другой дом, в Перми начали говорить с середины семидесятых годов.

Надо помнить, что это даже не видимая часть айсберга, а самая его верхушка: сегодня в залах галереи посетителям доступно около двух процентов экспонатов от всего собрания музея.

Здание прежде кафедрального Спасо-Преображенского собора галерея занимает почти девяносто лет – с 1932 года. Во время Великой Отечественной войны под этими же сводами размещались сокровища Русского музея.

И какие только варианты не обсуждались, вплоть до самых экзотичных! Здание администрации города и городской думы (ул. Ленина, 23). Бывший Дом культуры телефонного завода. Бывшее военное училище ракетных войск!

В 2011 году само здание передано Русской православной церкви. В начале десятилетия даже провели несколько молебнов на участке начала экспозиции. В последние же годы, наконец, определен вариант: новая галерея расположится на территории бывшего завода им. Шпагина.

О чем идет речь сейчас? В пустующие корпуса телефонного завода для временного хранения планируют перевезти для начала 2360 единиц фонда, которые в настоящее время томятся в запасниках и ранее не выставлялись. Мало хранения, тут их планируется показывать. Кроме того, там же будет открыта реставрационная мастерская, где будет проводиться восстановление шедевров. При этом задумано, что жители и гости Прикамья смогут знакомиться с этим процессом.

В это время постоянную экспозицию галереи по-прежнему можно будет наблюдать в здании собора.Как сообщила директор галереи Юлия Тавризян со своей страницы в «Фейсбуке» (18+), в музее переезд на Окулова, 75, воспринимают как своего рода «репетицию перед настоящим, большим переездом галереи в новое здание на площадке «Завода Шпагина». Которое планируется построить в 2023 году».

Меж тем, запасники Пермской художественной галереи по¬едут на новое временное место не раньше января 2022 года. Коллекция галереи является собственностью Российской Федерации, и на любое перемещение произведений из коллекции необходимо согласие Минкульта РФ, которого пока нет.

Татьяна Пермякова, директор галереи «Марис-Арт»:

– Честно говоря, меня несколько удивляет столь бурная реакция на эту ситуацию. Здания Спасо-Преображенского собора давно не хватает для всех нужд галереи и для фондохранилища в частности. А кроме фондохранилища галерее требуются большие реставрационные площади, которые и предоставлены на улице Окулова, 75.

Ни о каком переезде галереи полностью сейчас речи, конечно же, не идет, и музей никуда не двинется, пока власти не предоставят соответствующее помещение. Все рассчитывают на то, что новое местонахождение окажется значительно вместительнее, чем пространство собора. К тому же некоторые экспонаты из фондов готовятся к реставрации. Это первое.

Второе. Все крупные музеи, как правило, имеют несколько зданий, которые могут и не соседствовать друг с другом: Третьяковка, Эрмитаж, Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина… Так почему бы и нашей галерее не иметь несколько зданий?

Судя по тому, как отреагировало руководство галереи, этот переезд части фондов (около 2500 экспонатов из разных коллекций, которые раньше не выставлялись) сегодня необходим. Он, кстати, позволит нам увидеть до 20 процентов единиц хранения: сейчас в постоянной экспозиции мы видим всего лишь два.

Вадим Зубков, арт-директор галереи «Уникум»:

– Насколько я могу судить, помещения по Окулова, 75, соответствуют условиям хранения и условиям для реставрации экспонатов. Как временная мера этот переезд – логичное и даже необходимое решение. Многие музеи мира имеют несколько зданий. Ненормально, что главный художественный музей Перми, имеющий национальное значение, столько лет не имеет собственного здания с надлежащими условиями экспозиции, хранения и реставрации. Это нонсенс и просто позор…

Елена Постнова, председатель Пермского отделения Союза художников России:

– Некоторое время назад я посетила фонды хранения Эрмитажа в Петербурге и испытала настоящее потрясение: это какой-то космос! Пространство, современные технологии, задающие микроклимат с определенной температурой, влажностью, освещением…

Да, Эрмитаж – один из главных музеев мира. А наша галерея – главный музей региона, один из интереснейших музеев страны, – и?!

Даже места для хранения нет – такая чрезвычайная теснота. Если грядущий переезд – выход, – а я не сомневаюсь, что это так, – очень хорошо, что он есть!.. Все мы прекрасно понимаем, что происходящее – лишь следствие отсутствия здания у галереи, и проблему надо решать.

Алёна Честикова,
Наталья Земскова
Коллаж Юрия Токранова.



Новости Mediametrics: