В Перми открылся Международный Дягилевский фестиваль

10 июня, 20:43


Увидеть и услышать все события просто нереально. На кого рассчитывают организаторы?

Афиша Международного Дягилевского фестиваля-2021 включает концерты классической и современной симфонической, камерной, джазовой, экспериментальной музыки, перформансы, выставку «Столпы русского авангарда. Три точки зрения. Николай Ватагин. Георгий Литичевский. Вячеслав Колейчук» (18+) в Пермской галерее, а также образовательную и насыщенную клубную программу.

На концерте открытия сегодня в ДК им. Солдатова в исполнении хора и оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса прозвучали «исповедальная» симфония «Зима священная 1949 года» Леонида Десятникова, что вдохновлена текстами из советского учебника английского языка 1949 года издания и по-постмодернистски передает слуховой опыт композитора: от «Весны священной» Стравинского, сочинений П. И. Чайковского и Г. Малера до музыки советских композиторов и американского минимализма. Автобиографический характер носит и симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Смерть и просветление», которую 24-ехлетний на тот момент композитор назвал «своей лучшей и самой зрелой работой».

36 вариаций «Эль пэбло унидо»

Отдельная глава – фортепианные концерты. На фестивале 2021 года своей любимой музыкой с публикой делятся пианисты Антон Батагов, Йоонас Ахонен и Вадим Холоденко.

Круг музыкальных интересов финского пианиста Йоонаса Ахонена простирается от фортепианных сочинений конца XVIII века до современной музыки. Эти предпочтения музыканта нашли отражение и в программе его сольного концерта-шарады, включающей «Вариации на вальс Диабелли» Бетховена и российские премьеры сочинений Ребекки Сондерс и Бернхарда Гандера (11 июня в 19.00, Органный зал Пермской филармонии, 6+).

Лауреат более десяти международных конкурсов, в том числе золотой медалист конкурса им. Ван Клиберна, пианист Вадим Холоденко свои программы ранжирует с алхимической продуманностью: к тщательно взвешенной драматургии добавляет «пятый элемент» — экспрессию, которую отмеривает исключительно точными дозами.

Для выступления на Дягилевском фестивале-2021 музыкант выбрал «Вариации на русскую тему» Людвига ван Бетховена (на материале русского танца из балета «Лесная девушка» П. Враницкого) и 36 эффектных вариаций американского композитора Фредерика Ржевского «Когда мы едины, мы непобедимы» — на знаменитую в советские годы одноимённую песню чилийских левых начала 1970-ых (13 июня в 18.00, ДК им. Солдатова, 6+).

Пианист, композитор Антон Батагов и его команда приглашают совершить путешествие в мир поэтических образов, посетив мировую премьеру концерта «Оптический обман» из песен на стихи А. С. Пушкина и Даниила Хармса (13 июня в 21.00, Завод Шпагина / Цех №5, 16+).

Творчество немецкоязычного поэта и переводчика Пауля Целана (1920—1970) по глубине философской мысли стоит в одном ряду с наследием Гёльдерлина и Райнера Мария Рильке оказало огромное влияние на мировое искусство в целом. Казалось бы, его стихи и эссе изучены вдоль и поперек, на них написаны тома музыки, им посвящены философские труды, однако и сегодня интерес к Целану и его переживанию границ языка, тела, культуры и памяти в послевоенное время не ослабевает.

В 2020 году, к 100-летию со дня рождения поэта, современные композиторы из разных стран вновь обратились к его творчеству. Итогом их «встречи с поэтом» стала программа «Церемония памяти Пауля Целана» - камерный концерт-посвящение. В программе – музыка Невского, Ретинского, Курентзиса, Мустукиса, Раннева, Тартаниса и Филановского (13 июня в 23.00, Завод Шпагина / Литера А, 18+).

Сложная образность

Состоится творческий вечер одного из самых тонких и парадоксальных композиторов – Леонида Десятникова, где, главным образом, будет представлена его кино- и театральная музыка, полная сложной и противоречивой образности (17 июня в 19.00, Органный зал, 12+).

Фестиваль также предоставит услышать сочинения современного композитора Андреаса Мустукиса в исполнении солистов musicAeterna в программе Fuzz. Аnd the lost time (18 июня в 23.00, частная филармония «Триумф», 18+).
Еще одно камерное выступление солистов оркестра musicAeterna - концерт-энигма «Мистерия».

Под энигмой подразумевается, что программа будет особой, неожиданной, и содержание не разглашается до начала. Однако, убеждают устроители, стоит готовиться к сочетанию сочинений барочных композиторов, авангардистов XX века и современных авторов. Необычный состав инструментов (от мандолины до пилы), неординарные приемы звукоизвлечения и техника исполнения отличают большинство произведений и делают их своего рода вызовом для музыкантов и слушателей (15 июня в 23.00. Завод Шпагина / Литер А. 18+).

И. С. Бах не был виолончелистом, но и в случае с этим инструментом продемонстрировал свою гениальность. Взяв за основу сюиту барочных танцев, он создал шесть разных композиций, раскрывающих потенциал виолончели ценой предельного технического мастерства и, что не менее важно, особой духовной глубины; даже в светских сочинениях Бах остается композитором религиозного мышления. В программе концерта солистов musicAeterna Мириам Пранди, Алексея Жилина, Евгения Румянцева и Раббани Алдангора сюиты 2, 3, 4, 5 (18 июня в 18.00, Органный зал, 6+).

Музыка в мешке

Кстати, энигм будет на Дягилевском ещё предостаточно. Видимо, музыкантам удобней держать интригу, до последнего не выдавая тайну программы. Тем проще поменять её в последний момент.

Посетить традиционный концерт-медитацию-энигму Piano-gala в доме-музее Сергея Дягилева необходимо, чтобы в неформальной обстановке настроиться на тонкий контакт с музыкой. Уникальная возможность стать свидетелями звукового общения трех пианистов, кардинально различающихся по манере — представителей трех разных исполнительских школ: Антона Батагова, Йоонаса Ахонена и Вадима Холоденко. Собираясь к полуночи в Доме Дягилева, музыканты играют свои любимые композиции в темноте при свете крохотных ламп. Программу слушатели узнают после концерта, лишь в самом финале.

По замыслу, делается это не ради шутки или проверки эрудиции публики, просто стереотипы, которые возникают при анонсировании того или иного произведения, иной раз мешают услышать его подлинную суть. Премьера камерного проекта Pianо-gala была на Дягилевском фестивале в 2012 году, и с тех пор программа каждого следующего года немыслима без фирменного концерта-медитации (12 июня в 21.30, 18+).

Еще один концерт-энигма, Lux Aeterna, представят два коллектива Теодора Курентзиса — хор byzantina, специализирующийся на византийской традиции, и хор musicAeterna, которому в равной мере подвластна любая музыка, — выступят на одном концерте. Интриги событию добавляет то, как альянс византийских песнопений и европейской духовной музыки, предназначенных, как правило, для исполнения в храме, прозвучит в индустриальном пространстве Завода Шпагина?.. (12 июня, 23.59. 18+).

Концертом-энигмой интригует и пермский хор Parma Voices (букв. «Голоса Пармы»). Новый коллектив, под руководством главного хормейстера Пермской оперы Евгения Воробьева, дал первый концерт в феврале 2021 года и сразу же обратил на себя внимание критики и публики. Концерт-презентация продемонстрировал как красоту и силу голоса солистов, так и мастерство коллектива в исполнении стилистически разнообразного репертуара с почти двухсотлетним интервалом: от сочинений Ф. Мендельсона-Бартольди до работ Николая Сидельникова, Густава Холста и Франка Мартена.

Получить подобный личный опыт восприятия, услышав разнообразную палитру хоровой музыки со всего света, позволят три концерта Parma Voices на Дягилевском фестивале. 14 июня артисты хора представят на Заводе им. Шпагина программу plorate et gaudete (с лат. «плачьте и радуйтесь!»), включающую сочинения композиторов XVII и XXI веков, в том числе мировую и российские премьеры. 18 и 19 июня гости и зрители фестиваля встретят рассвет в Пермской художественной галерее, погрузившись в музыку ХХ века (18+).

Утро с Бахом

Действительно, утренние концерты в Художественной галерее стали традицией Дягилевского. На первой музыкальной встрече рассвета на берегу Камы солисты musicAeterna Мириам Пранди и Алексей Жилин исполнят сюиты для виолончели И. С. Баха (12 июня в 3.30, 18+). Следующий концерт-энигма в Доме пермских богов – от хора musicAeterna byzantina (11 июня в 3.30, 18+).
На закрытие Дягилевский фестиваль приглашает 20 июня в 19.00 опять же в ДК им. Солдатова. В один вечер публика услышит две новые интерпретации симфонической музыки Моцарта, которую, казалось бы, интерпретировать по-новому уже никак нельзя. Кроме классических 40 и 41-й симфоний Моцарта, на концерте также прозвучит его Масонская траурная музыка.

Дирижируй с Курентзисом!

Среди перформансов - российские премьеры Dance Company голландского хореографа Нанин Линнинг (16+), аудиовизуального перформанса Ryoji Ikeda Studio японского композитора-электронщика Рёдзи Икеда (16+), танцевального перформанса Габриэлы Kарризо и Франка Шартье (16+). А также электроакустический перформанс Zero Point с танцами, хоровым пением и видеоинсталляцией (18+).

Фестивальный клуб — это несколько площадок, объединяющих образовательный и досуговый форматы. Программа клуба включает лекции российских и зарубежных экспертов в области музыкально-театрального искусства, беседы и встречи с участниками фестиваля, мастер-классы для широкой аудитории, авторские экскурсии для жителей и гостей города, а также детскую программу, прямые трансляции мероприятий фестиваля и ретроспективы художественных фильмов.

В этом году клуб Дягилевского фестиваля разместится опять же в арт-пространстве на территории Завода Шпагина. Он будет работать с 10 по 20 июня. Программа вместила в себя около сотни событий, рассчитанных на самую широкую аудиторию. Посещать их можно будет бесплатно.

Образовательная программа проходит на Дягилевском фестивале уже в пятый раз. Ныне акцент сделан на взаимодействии между разными специальностями. Вокалисты и дирижеры впервые совместно примут участие в мастер-классе Теодора Курентзиса по оперному дирижированию, танцовщики и хореографы будут работать в тандеме с вокальным ансамблем CONTENT, студенты всех направлений выступят на MozarTED — в последний день фестиваля они поделятся своими взглядами на творчество великого Моцарта.

Венчает концертный венок проекта массовая тусовка на всю ночь – Diaghilev festival party. Любителей уже пост-рока и эмбиента будут приводить в движение DJ Утро, Puce Mary (Дания) и Schwefelgelb (Германия). (20 июня, 22.00 завод Шпагина / Д1, 18+).

Маргарита Неугодова
info@zwezda.su
Фото Оперного.