В этнографическом парке истории реки Чусовой появилась новая достопримечательность.
На радость почитателям и любителям старины Причусовья наконец заработала водяная мельница на речке Архиповке. Праздник ее пуска прошел под девизом «Мельницу запускаем – новую жизнь начинаем».
На церемонии открытия шлюза, означавшего пуск меленки, выступала фольклорная студия «Матица» с кукольным «Театром Петрушки». Дали бумажный цветной салют, последовали горячие пироги, уха и чай.
По знаменательному случаю младший, но большой брат, – предприятие «Чусовская мельница» (поселок Лямино) – прислал в дар по мешку зерна и муки. Его летописцем явился журналист Виктор Астафьев, впоследствии всемирно известный писатель, в 1955 году сообщавший в газете «Чусовской рабочий» о пуске в эксплуатацию мелькомбината, ныне акционерного общества.
Мельница расположилась на речке Архиповке (хотя по сути это – широкий ручей), на том же месте, которое более двадцати лет назад выбрал легендарный основатель этнографического парка, лауреат Строгановской премии Леонард Постников. Выбрал как для естественной части своего самобытного музейного городка, где есть крестьянская изба, храм и часовенка, кузница, лавка-магазин, сельская пожарка, баньки «черная» и «белая»…
Именно на завалинке, у бывшей бани по-черному, гости Леонарда: критик Валентин Курбатов, популярный телеведущий Геннадий Заволокин, художники Павел Шардаков, Лев Перевалов, Виктор Остапенко, – после легкого пара слушали шум водяного колеса, доносивший им звуки далекого уральского прошлого…
Теперешняя мельница построена заново на том же месте, вместо трубчатого переезда – новый мостик из армейских стальных понтонов. Здесь же плотинка-перелив и на ней маленький шлюз для водяного колеса да два домика, означающие помещение непосредственно для помола и для хранения зерна и муки…
Речка Архиповка, приток Чусовой, имеет длину всего пять километров. По легенде, здесь, у основания Арининой горы, жила когда-то знахарка Арина, а много позже располагались путейские казармы строителей Уральской горнозаводской железной дороги 1878 года. Эти сведения донес до нас из позапрошлого века прославленный живописец Пётр Верещагин (1834–1886), пермский уроженец, в своей картине, которая так и называется – «Река Архиповка».
Неподалеку взирает на округу гранитный Александр Грин, автор «Алых парусов»... А Виктора Астафьева судьба связала и с другой, с настоящей водяной меленкой в деревне Старая Быковка, расположенной на шестнадцатикилометровой речке Быковке, притоке Сылвы. Там у писателя была достославная некогда в литературных кругах Прикамья летняя дача.
Яркий творческий «пермский период» прозаика включает и это место. Хлеб – всему голова, но ведь и не хлебом единым жив человек, – примерно в таком духе, наверно, рассуждал у себя в быковской резиденции Виктор Петрович, жуя местный хлебушек, сочиняя «Звездопад» и вынашивая замысел «Пастуха и пастушки».
...Еще более известен другой пермский период – геологический (299–252 миллиона лет назад), благодаря открытиям британского геолога сэра Родерика Мёрчисона сто восемьдесят лет назад (в 1841 году). Пермь стала единственной «не англичанкой» среди всех времен. И единственным городом, название которого закреплено в естественнонаучной летописи планеты.
И наши места сопричастны исследованиям этого шотландского подвижника. В суксунской Чекарде, на берегах одноименной речки, было обнаружено крупное местонахождение останков древнейших растений и животных. Это место расположено у впадения речки Чекарды в Сылву (самый крупный приток Чусовой – ред.).
Кроме того, если на Архиповке лопасти мельничного колеса забили только в XXI веке, благодаря идее культуролога Леонарда Постникова, то Чекарда, во-первых, и подлиннее – она струит свои воды на девять километров – а во-вторых, на последнем ее километровом отрезке перед устьем еще в предвоенный период работали аж пять водяных мельниц.
Благодаря хорошим урожаям зерна и улову рыбы здешняя деревня была хозяйственно независима в районе. Увы, сегодня о былой продовольственной самодостаточности этого места напоминает лишь вьющийся на деревьях хмель, кстати, важный спутник старинного хлебопроизводства.
Появление нового кинетического раритета в чусовском этнографическом парке – эпохальное послесловие к всероссийской акции «Ночь музеев – 2021» – вызывает оптимизм и навеивает добрые мысли. И песни «Матицы», посвященные вечному, как река, течению жизни, торжеству труда и творчества, способствуют доброму настроению и душевному здравию:
Словно песню на сто голосов
Старой мельницы поет колесо,
Жернова без остановки стучат,
А с пригорка бежит водопад.
Прохлаждаясь в полуденный зной,
Сидит у той мельницы Водяной...
(авт. Мария Шандуркова, перевод с болгарского Михаила Юсина)
Владимир Маслянка
Чусовой
Фото этнопарка истории реки Чусовой.