Популярный писатель снял свою фамилию из титров исторического блокбастера о Сибири петровского времени. «Звезда» рассказывает, почему это произошло, и раскрывает детали съемок блокбастера.
Презентация фильма «Тобол» прошла в Перми при небольшом стечении публики на камерном фестивале «Гений места». Ее устроил наш земляк — продюсер Олег Урушев, побывавший на малой родине. Немногочисленным зрителям повезло стать зрителями отдельных кадров блокбастера, из первых уст узнать о том, что происходило за кадром, даже услышать о впечатлениях Дмитрия Дюжева и Агаты Муцениеце, участие которых гость обеспечил заочно.
И первыми узнать, что, оказывается, Алексей Иванов, по роману которого, как считается, и снимался фильм (съемки закончены, идет постпродакшн — подготовка к производству) и которого пермяки по-прежнему считают своим земляком, — хотя романист дистанцируется от города, живя в котором обрел литературную славу, — вышел из проекта. Это означает, что фамилии писателя в титрах ленты не будет.
Таёжный замес
В эпоху великих реформ Петра I «Россия молодая» не только пробивала окна в Европу, но и полновластно утверждалась в Азии. Нарождающаяся империя крушила дремучее средневековье. Перемешались народы и веры. Военные и каторжники, государевы чиновники и беглые раскольники, православные миссионеры и шаманы из инородцев, пленные шведы и китайские контрабандисты, бухарские купцы и воинственные джунгары — все они вместе, то враждуя между собой, то спасая друг друга, творили судьбу российской Сибири.
Этот причудливый мир открывается на страницах «Тобола» — двух увесистых томов, «кирпичей» по несколько сот страниц каждый, — жанр которого сам автор определил как «пеплум» (так в Америке называют костюмные ленты на исторические и приключенческие сюжеты — ред.), изначально подразумевая экранизацию.
Олег Урушев рассказал свою историю появления книги.
— Она была написана на основе сценария, который Алексею я и заказал, — заявил воротила кинобизнеса. — Я был увлечен историей выдающегося сибиряка, картографа, просветителя Семёна Ремезова. Я пришел к Алексею и начал рассказывать о нем, о губернаторе Гагарине, о замечательном, поныне стоящем городе Тобольске. Оказалось, Иванов давно присматривается к образу Ремезова и сам рассказал мне немало. Например, что Семён Ульянович был «консультантом» уральских металлургических олигархов, и это он подсказал им идею «железных караванов» — способ транспортировки продукции их заводов путем сплава по рекам.
В декабре 2015 года Иванов сдал сценарий сериала и занялся подготовкой варианта для «полного метра».
Похождения шведов в Сибири
Почему же в итоге писатель хлопнул дверью и покинул проект, которым, зная все его заявления, он жил предшествовавшие два года, вселенную которого с таким вкусом складывал?! (Кроме двух томов романа писатель выпустил еще и третий — книгу «Дебри» за двумя фамилиями: соавтором указана многолетняя ивановская соратница Юлия Зайцева. В ней, относящейся уже к жанру нон-фикшен, беллетрист изложил ход подлинных исторических событий, на основе которых развивался сюжет «Тобола».)
Как рассказал Олег Урушев, дело в том, что Алексея Викторовича не устроили сокращения и изменения, произведенные авторами при воплощении сюжета в сценарии. Если в романе основу сюжета составляла деятельность Ремезова и первого губернатора Сибири князя Матвея Гагарина, то в фильме на первый план выйдут молодые герои, которые в книге были второстепенными действующими лицами: офицер Иван Демарин и Мария Ремезова. Та, кстати, реальное историческое лицо, правда, известно о ней очень мало. Пикантности добавит и любовный треугольник, составившийся между заброшенными в Тобольск шведами…
«…Специалист в драматургии — сценарист, а режиссер отвечает в первую очередь за картинку. В России же режиссер вмешивается в сюжет, а его мотивация проста: зритель глуп, ему нужны шаблонные ходы, банальные развязки, клишированные герои. Моя задача — отстоять сценарий в формате драмсериала, а не очередной исторической залипухи», — говорил Иванов в 2016 году.
Отстоять такое условие ему явно не удалось: одиночка не устоял перед напором индустриального катка.
— Кинематограф — искусство коллективное. Алексей привык к индивидуальному творчеству, — описал суть разногласий Урушев. — Вы видели роман — это тысяча листов. Уложить такой объем в два часа экранного времени невозможно! Фильм снят в приключенческом жанре истерн (по аналогии с американским вестерном — ред.). Основное действие составит поход под командованием Ивана Бухгольца.
«Тобол» без Иванова выйдет в российский кинопрокат 6 декабря. Судя по ролику, показанному пермским зрителям, и без его имени в афише будет что посмотреть: впечатляющие батальные сцены, над которыми работала компания, зарекомендовавшая себя «Последним богатырем», непревзойденные трюки — например, когда джунгары стремительно карабкаются по почти отвесному склону, цепляясь за… головы замерзших сусликов. Группа каскадеров «Номад» (Казахстан), занятая в этом, заявила, что такого раньше не делала. И конечно, восхитительная любовь и интрига с треугольником.
В фильме заняты Дмитрий Назаров, Дмитрий Дюжев (сыграл Петра Первого), Андрей Бурковский, Агата Муцениеце, Павел Табаков, Евгений Дятлов, Александр Лазарев-младший и другие звезды.
Спустя несколько дней после начала проката, примерно в середине декабря, в Перми запланирована премьера с присутствием исполнителей главных ролей. Урушев пока воздержался называть, кто именно из звёзд может прибыть, чтобы представить картину западноуральской публике.
Вслед за двухчасовым фильмом к выходу уже на телеэкран готовится восьмисерийный сериал; показывать готовится один из ведущих центральных телеканалов.
Слишком много проводов
Олег Урушев — пермяк по рождению, выпускник филологического факультета Пермского государственного университета 1983 года.
По его словам, он присматривался к родному городу на предмет съемок, думая о новом проекте, в котором будут заняты Дмитрий Нагиев и тот же Назаров; раскрывать детали киномагнат воздержался.
— Я ходил по улицам, фотографировал, потом будем с главным художником думать, подойдет нам это или нет, — рассказал киномагнат. — Однако маловато аутентичных мест, как Углич, Мышкин или площадь в Тобольске, где мы вывалили двадцать грузовиков песка, пять — сена, и перед нами рынок XVIII века! Слишком много троллейбусных проводов на самых видных местах, а затирать их на компьютере тоже дорого… Пока склоняемся к Костроме.
На этапе подготовки съемочная группа объявила в Тобольске конкурсы на самую длинную косу и самую роскошную бороду. Это устроили неспроста: победителей и участников взяли потом в массовку… Причем обладателям самой выдающейся растительности назначили оплату съемочного дня больше, чем остальным, но всё равно на гриме сэкономили больше, сообщил довольный Урушев.
Дмитрий Дюжев настолько проникся образом Петра Первого, что стал носить обувь на два размера меньше, как и Пётр. А также просился в Эрмитаже переночевать в кровати императора. Но разрешения на это ему не дали.
Текст: Игорь Карнаухов
Фото: из открытых источников