Ничья пещера
Иски «Сталагмита» можно разбить на две группы. Самый главный из них – это процесс, в рамках которого компания оспаривает решение Роснедр, лишившее «Сталагмит» лицензии на пользование Кунгурской пещерой. Дело рассматривается в Арбитражном суде Москвы с конца июля. И из-за этого дела пещера не может обрести нового управляющего.
Дело в том, что «Сталагмит» заявил ходатайство, в котором попросил запретить Роснедрам вообще любые действия по оформлению новой лицензии. И сейчас в рамках наложенных судом обеспечительных мер, до окончания судебных разбирательств, новый «хозяин» у Кунгурской пещеры появиться не может.
Надо понимать, что судебный процесс только начался. Очередное заседание намечено на 10 ноября. К делу привлечены краевое минприроды и Росприроднадзор, на основании материалов проверки которых было принято решение о прекращении лицензии. Решение же суда вряд ли будет принято скоро. Тем временем пещера остается закрытой, и что там происходит, не знает никто.
Ничьи нарушения
Вторая группа исков связана с оспариванием «Сталагмитом» нарушений при пользовании пещеры и прилегающей территории, которые, в том числе, стали основанием для отзыва лицензии у компании, и прочих более мелких процессов. Это претензии к краевому минприроды (и даже лично к министру Дмитрию Белановичу), минимущества, природоохранной прокуратуре, инспекции Госстройнадзора, Западно-Уральскому управлению Росприроднадзора, администрации Кунгура – буквально ко всем структурам, которые по роду деятельности должны следить за состоянием природного объекта и территорией вокруг него. Оспаривают решения по назначенным проверкам, выявленные нарушения, предписания надзорных органов – тоже буквально все.
Надо отметить, что «Сталагмит» уже зарекомендовал себя за годы пользования пещерой как «активный истец». Компания часто, с переменным успехом обращалась в суды по любому поводу. Сейчас в судебном портфеле «Сталагмита» порядка 30 исков. Для ведения такой масштабной правовой кампании наверняка необходим серьезный штат юристов. Юристов, а не геологов и спелеологов.
Ничьи льды
Мы специально не стали подробно расписывать каждый судебный процесс. Читателю вряд ли интересны технические нюансы и бюрократические проволочки. Важен ответ на вопрос: когда откроется пещера и кто сейчас следит за этим памятником природы?
Пока ответ неутешительный: никто. Роснедра являются собственником пещеры, но попасть туда люди ведомства не могут. Да, пещера принадлежит государству, но входная группа (иными словами – дверь) – частной организации. Это собственность «Сталагмита».
Более того, экскурсионные тропы, электрические линии и сети связи внутри пещеры – тоже приватизированы. Регистрацию собственности на них сейчас оспаривает в суде Кунгурская городская прокуратура.
Вопрос в том, как долго это будет продолжаться, особенно, учитывая десятки исков. Даже если первые инстанции пройдут быстро, потом, учитывая судебную практику со стороны бывшего лицензиата, последуют апелляции, кассации, Верховный суд… Процесс кажется бесконечным и по опыту может растянуться на полтора-два года.