Проблема
В середине мая 2025 года Роснедра приняли решение отозвать лицензию у оператора Кунгурской ледяной пещеры ООО «Сталагмит-Экскурс», и 1 июня лицензия была официально аннулирована. Оператор в судах оспаривает решение, обусловленное невыполнением «Сталагмит-Экскурс» предписаний надзорных органов. Они годами настаивали на устранении допущенных арендатором нарушений, включая устранение пробуренной в 2018 году без проектной документации вентиляционной скважины. Похоже, оператор готов годами затягивать решение проблем судейской волокитой. Но откладывать дело в долгий ящик нельзя, накопившийся ворох проблем надо решать здесь и сейчас.
Разбирается Алексей Бурков, шеф-редактор медиагруппы «МАГМА»
Баланс интересов
Краевое минприроды поставило перед учеными задачу: провести исследование, которое позволит сформулировать общие подходы к сохранению пещер в Пермском крае. И как частное приложение к этому вопросу – выполнить зонирование ледяной горы и Кунгурской ледяной пещеры.
Результатом этих исследований должны стать рекомендации по эксплуатации горы и самой пещеры. На этой основе будут определены правила эксплуатации природного памятника без вреда для него – так, чтобы сохранить туристическую жемчужину края для будущих поколений. В своих изысканиях ученые уже обобщили федеральный, мировой и прикамский опыт использования пещер: что считается правильным и что неправильным.
– С момента своего рождения кафедра биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ занимается особо охраняемыми природными территориями. Это такой способ сохранения природных объектов, когда устанавливаются особый режим, особые зоны, определяющие, что здесь можно, а что нельзя. Если вспоминать, то как раз кафедра под руководством профессора пермского университета Георгия Анатольевича Воронова создала первый в Пермском крае заповедник «Басеги», – говорит Сергей Бузмаков.
Самый простой способ оградить особо охраняемую природную территорию (ООПТ) от антропогенного воздействия – полностью запретить доступ людей. Но это невозможно, да и не нужно. Даже заповедные территории сейчас открываются для туристов. Неслучайно сегодня самые популярные формы охраны природы – это природные и национальные парки, сочетающие туризм с бережным отношением к природному объекту. Главное – сохранить баланс, при котором заработанные не в ущерб природе средства идут на поддержание ее состояния. Без перегибов в сторону коммерции. Судя по всему, в случае с Кунгурской ледяной пещерой такой баланс был нарушен.
– Это чрезвычайно сложная задача – найти баланс между сохранением и использованием. Понятно, что туристы – одни из самых заинтересованных лиц в сохранении природы. Хорошо, когда в заповедниках изначально нетронутая природная среда. С Ледяной горой история другая. Она, бог весть с каких времен, открыта для туристов, электрифицирована, обустроена для безопасности. Гипсовые пещеры считаются достаточно опасными, это же, в общем, хрупкий материал. Если говорить на языке геоэкологии, мы имеем дело с природной технической системой. Там своя система проветривания, своя система освещения, своя система поддержания влажности, своя система поддержания оледенения, – отмечает Сергей Бузмаков.
Программа действий
Между тем даже оптимистичные прогнозы говорят, что судебные споры могут минимум на полтора года оттянуть время, когда новый государственный оператор сможет приступить к непосредственному управлению Кунгурской ледяной пещерой. Это время не должно пропасть впустую, к моменту вступления в права оператора новый лицензиат должен иметь детально проработанную программу действий. Прежде всего это касается нормативной документации по этому историко-природному комплексу, морально устаревшей в своем нынешнем виде. Сергей Бузмаков говорит о планах модернизировать эту документацию на уровне Пермского края, организовать зонирование наземной и подземной частей Ледяной горы. Для этого привлекаются геологи, спелеологи, карстоведы – специалисты из университета и Горного института.
Конечно же, они начнут не с чистого листа. В Кунгурской пещере есть устоявшиеся экскурсионные тропы, любимые туристами красочные гроты, поэтому их надо сохранить, обеспечив эксплуатацию с учетом самых современных научных знаний. Иначе туристическая активность будет вредить природному объекту мирового значения. Мы помним, какой шок вызывали организованные в пещере отстраненным ныне оператором фестивали и купания в реликтовом озере.
– Компетентность некоторых руководителей и топ-менеджеров вызывает иногда просто удивление. То дубки там посадят, то свалку сделают общегородскую практически над пещерой. Вот это надо регулировать, иначе это все закончится тем, что пещерой пользоваться не сможем. Даже экономисты считают главным не переборщить с обустройством, безопасностью и комфортом для туристов. Масса спелеологов не хотят ходить в Кунгурскую ледяную пещеру, считая, что этот объект – для обычных людей, – уточнил Сергей Бузмаков.
Ключевые задачи
Есть опасность в процессе обустройства получить суррогат природного объекта, общение с которым не приносит никакой радости людям. Об этом надо все время думать, особенно сейчас, когда в создании охраняемых территорий есть крен не на сохранение природы, а на рекреацию и туризм. Хотя классики охраны природы формулировали идеи абсолютного заповедника, в который даже ученые и исследователи не заглядывают. Жесткий подход. Его полная противоположность – давайте все обустроим, подъедем на машине, мороженое покушаем, шашлык съедим – другая крайность, которую тоже не стоит слепо брать на вооружение. Чтобы не приходилось потом привычно повторять: хотели как лучше, а получилось как всегда.
– Главным правилом походов в пещеры должно оставаться непременное сопровождение туристов опытными спелеологами. Не дай бог заниматься собственными изысканиями, когда вы впервые идете в пещеру, – уверен Сергей Бузмаков.
Он выразил надежду, что планы краевых ведомств организовать туристическую деятельность в Кунгурской ледяной пещере с учетом современных требований будут воплощены в жизнь. Ключевые задачи здесь – безопасность и сохранение уникального объекта, включая его биологическое разнообразие. При этом пещеры должны оставаться в фокусе внимания науки. Они таят в себе не только скрытые от глаз красоты, но и научные тайны, ждущие своих первооткрывателей.
