Благими намерениями
Поначалу предполагалось открыть аж сразу четыре маршрута: от Перми I до Перми II, от площади Трудовой доблести (тогда это место обозначалось как артиллерийские казармы) по улице Сибирской до камских пристаней, от Данилихи до Разгуляя и от Разгуляя в Мотовилиху.
Пермские власти планировали построить депо на сорок вагонов, электроподстанцию и мост через речку Ягошиху (ныне Егошиха). Составили даже план комплексного развития территории на Разгуляе. Но тут началась война.
Однако, несмотря на все перипетии, трамвайное депо пермяки возвести успели. Оно стоит в Разгуляе и сейчас, в нем хотят сделать комплекс столовых и кафе – по-современному фуд-молл. Но вот мост сделать не хватило времени, хотя уже были поставлены железобетонные опоры.
Конечно, в то время пешеходы из Перми в Мотовилиху по оврагу Ягошихи не переползали. Здесь имелся небольшой мост, по нему и телеги ездили. Сохранился даже фотоснимок Прокудина-Горского, где он запечатлен. Но мост был деревянный и для трамвайного движения не годился. Требовалось солидное сооружение.
Начались проектные работы. Но построить мост все никак не получалось: то война, то революция, то Колчак, то красные. Наконец, к середине 1920-х годов ситуация в России и Перми успокоилась. Новые власти понимали, что транспортную сеть на пути к коммунизму надо развивать. Одной из важнейших задач стало возведение моста через Ягошиху.
Прямой путь из Мотовилихи
Разработку проекта строительства поручили Первой государственной строительной конторе, которую возглавлял Николай Слаутин. Это был известный инженер, который участвовал в строительстве заводов имени Дзержинского и Орджоникидзе, реконструкции Чермозского завода и здания городского исполкома, где сейчас находится администрация Перми.
Мост строили для того, чтобы спрямить дорогу между городом и Мотовилихой. Старый уже совсем разваливался, восстанавливать его не хотели, да и власть не оставляла мысли запустить по нему трамвай.
Кстати, трамвай сыграл свою роль и при строительстве коммунального моста через Каму. Денег на его возведение из союзного бюджета давали мало, хватало только на узкий мост: полоса туда, полоса обратно. Тогда пермяки заявили в Москве, что хотят пустить по нему еще и трамвай. Идею одобрили, и по мосту в советское время на самом деле ходил трамвай до кольца в Сосновом бору. Потом рельсы сняли, зато мост стал четырехполосным.
Под руководством Слаутина новый переход построили быстро, и 7 ноября 1925 года, точно в годовщину Великой Октябрьской революции, движение по нему было торжественно открыто: поехали телеги и редкие тогда автомобили.
На следующий год в Перми появилось автобусное сообщение. Автобус ходил от Перми II до Мотовилихи, но был скорее диковинкой, так как машин было мало. Власти все больше склонялись к тому, чтобы в городе все же появились трамваи. От царских замашек на четыре маршрута решили отказаться, денег в казне не хватало. Решили запустить пока две линии: от Перми II до Мотовилихи и от Перми I через 25-го Октября до улицы Ленина.
Два раза по 30 лет
Трамваи по мосту через Егошиху, который задумали строить 30 лет назад, пошли только в 1929 году. Так как двухпутную дорогу устроить не получалось, вагоны ходили по очереди, пропуская друг друга. Всего тогда на весь город было четыре трамвая. Поездки на них были очень популярны: трамвай был в диковинку, да и просто здорово сокращал время в пути.
Конечно, мост был узким местом в трамвайном движении. Вагоны стояли, ожидая своей очереди. Бывало, что путь им преграждали телеги. Лошади порой боялись грохочущих стальных чудовищ и вели себя строптиво, пытаясь убежать подальше вместе с подводой.
В то время Мотовилиха была самостоятельным городом и называлась Молотово. Так что трамвайным маршрут был, по сути, междугородным. Потом город Молотово присоединили к Перми, которую, в свою очередь, в 1940 году переименовали в Молотов.
Трамваи ходили по мосту до 1959 года. Когда ввели в эксплуатацию Северную дамбу, то вагоны побежали по ней и ходят здесь до сих пор. Мост же стал полностью пешеходным, и про него сейчас многие пермяки даже не знают. Но после того, как в долине Егошихи открыли туристические маршруты, к нему начала возвращаться былая популярность. Рядом с ним и на нем самом проводятся интересные мероприятия, а сам мост готовится к реконструкции.