СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
23.08.2024
16+
Политика

Все дороги ведут в край. Регион поможет муниципалитетам с дорожными и строительными объектами

Все дороги ведут в край. Регион поможет муниципалитетам с дорожными и строительными объектами
Фото: Елена Майорова
  1. Политика
Власти Прикамья решили централизовать полномочия в сфере градостроительства и автодорог. Для этого в краевой парламент внесен проект закона о перераспределении части полномочий между муниципалитетами и регионом. Краевые депутаты рассмотрят проект на пленарном заседании сегодня, 22 августа. Мы разобрались, что и зачем предлагается.

Полномочия

Согласно документу, предполагается, что на региональный уровень могут перейти, во-первых, полномочия по проектированию и строительству объектов в сфере образования, культуры, физкультуры и массового спорта стоимостью свыше 50 млн рублей. Во-вторых, по проектированию, строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений. В-третьих, по проектированию, строительству и реконструкции автодорог местного значения стоимостью свыше 1 млрд рублей в границах краевой столицы и стоимостью свыше 450 млн рублей в других муниципалитетах при условии, что в финансировании задействованы средства федерального бюджета. Перераспределение полномочий предлагается ввести с 1 января 2025 года.

Логика этой идеи следующая. Ряд муниципалитетов не обладают структурами и кадрами, необходимыми для реализации инфраструктурных проектов. Из 43 муниципальных образований 20 не имеют уполномоченных УКС – управлений капитального строительства, рассказал министр строительства Пермского края Артём Габдрахманов. Из-за этого функции заказчика берет на себя одно из подразделений местной администрации. Не будучи практикующими специалистами, сотрудники этих подразделений априори не обладают необходимыми компетенциями.

Отсюда – базовая системная проблема с организацией предпроектных работ. Получение необходимых документов и разрешений – это только звучит просто, на деле там масса подводных камней. Как следствие – длительные сроки подготовки, ошибки в проектной документации, чреватые корректировкой объемов и срывом сроков работ. Для примера, количество положительных заключений госэкспертизы на региональные объекты – 100 процентов, а на муниципальные – ниже 80. Каждый пятый отклоненный проект – это не одна, не две ошибки, а явный перебор!

Цель

На заседании инфраструктурного комитета краевого парламента рассказали, какой эффект ожидается от перераспределения полномочий. Это формирование единой технической и ценовой политики, соблюдение сроков работ, сокращение расходов и рисков. Схема взаимодействия предлагается такая: муниципалитеты подают обоснованную заявку, профильные краевые министерства формируют перечень объектов, минтерразвития сводит их в общий список, а минстрой распределяет финансирование по объектам.

Это краткое и понятное изложение схемы организации Адресной инвестиционной программы. Важное уточнение: реализация проектов будет организована с учетом потребности муниципалитета без привязки к его бюджету. Главы территорий сразу обратили на это внимание.

– Я поддерживаю этот законопроект, потому что большими инвестпроектами должны заниматься компетентные специалисты. У нас, к сожалению, кадров, готовых работать на таком уровне, нет. Кроме того, в большие проекты мы порой не могли зайти, так как местного бюджета не хватало для софинансирования. А по предложенному законопроекту все расходы будет нес­ти краевой бюджет, – отметил глава Ильинского округа Виталий Пепеляев.

Тренд

Эксперты, говоря об инициативе централизации, отметили, что для обеспечения финансирования перечисленных полномочий предлагается изменить норматив НДФЛ, зачисляемый в местные бюджеты с 18,5 до 15 процентов. С одной стороны, это по определению не может нравиться главам территорий. С другой, это будет их стимулировать к поиску дополнительных источников дохода и реализации потенциала, заложенного в МУП и ООО со стопроцентным участием местных органов власти. Они могут активнее заходить на рынки содержания дорог, автоперевозок, ритуальных услуг, обслуживания жилого фонда и бюджетных учреждений. В качестве примера можно назвать успешные практики в Чусовском округе с мощным автотранспортным предприятием или с водоканалом в Березниках.

Краевые депутаты в целом положительно оценивают предложенные изменения. Инфраструктурный комитет большинством голосов поддержал законопроект о перераспределении градостроительных и дорожных полномочий.

Участие края – залог реализации масштабных задач. Фото: Елена Майорова
Участие края – залог реализации масштабных задач. Фото: Елена Майорова

– Мы видим общий тренд по снижению качества специа­листов в муниципалитетах. Большинство объектов, где заказчиками выступают муниципальные образования, испытывают сложности, часто переходят в разряд долгостроев и не могут быть введены в эксплуатацию без поддержки со стороны краевого минстроя и УКС. Поэтому краевые власти решили взять на себя часть полномочий, создать муниципальную адресную инвестпрограмму с объектами из комплексных планов развития муниципалитетов до 2020 года, которые главы защищали на встречах с губернатором. Поэтому считаю решение о централизации полномочий правильным и выверенным, – прокомментировал первый зампред инфраструктурного комитета Заксобрания Александр Третьяков.

По его мнению, краевой УКС справится с увеличенным объемом работ. При этом у местных УКС и служб единого заказчика останется достаточный фронт работ. Есть дорожный фонд, средства которого идут на содержание и ремонт муниципальных дорог, есть задачи по газификации, объектам по ЖКХ, благоустройству и губернаторской программе «Комфортный край».

В пользу таких выводов говорит свежая история с бассейном в Кудымкаре. Местные власти хотели летом отремонтировать крышу бассейна, пока не начался учебный год. Но подрядчик отказался от работ. Тогда было решено отремонтировать… чашу бассейна, получив краевое софинансирование. То есть как по писаному – сами не смогли даже конкурс провести, но пошли на поклон к губернатору за деньгами. Как результат, детям-спортсменам негде тренироваться, а их родители написали обращения губернатору Дмитрию Махонину, крае­вому прокурору Павлу Бухтоярову и главе Кудымкарского округа Наталье Стояновой.

В следующем номере «Звезды» мы расскажем, как прошло обсуждение законопроекта в краевом парламенте и, в случае его принятия, будем отслеживать реализацию предложенной инициативы на практике. Аналогичные законопроекты приняты в Московской области в прошлом году, в Ростовской области – в позапрошлом, а в Ненецком автономном округе аж десять лет назад.