24 марта 1942
Флот, пристани и порты в боевую готовность
До открытия навигации на Каме осталось немного времени. Речники бассейна накануне большой и горячей работы, когда увеличенный объем перевозок и изменившийся характер грузопотока предъявят повышенные требования каждому судну, пристани, порту, каждой команде, всем работникам водного транспорта.
В этих условиях речники должны проникнуться чувством высокой ответственности за порученное дело, выполнять все задания по перевозкам воинских и промышленных грузов четко, без задержек, используя для этого всю мощность флота, всю энергию и инициативу судовых команд.
В связи с войной естественно возрастет количество пассажиров. Стало быть, речникам надо приготовиться к обслуживанию увеличенного потока пассажиров заранее, позаботиться, чтобы на вокзалах и пристанях было культурно и чисто, оборудовать хорошо детские комнаты, читальные залы и пункты медицинской помощи. Война не ослабляет, а наоборот усиливает ответственность речников за культурное обслуживание пассажиров.
Нельзя, ссылаясь на войну, допускать загрязнения вокзалов, пристаней, плохую работу касс и справочных бюро. В каждом вокзале должны быть баки с кипяченой водой, а буфеты на пароходах иметь обеды и холодные закуски. Как раз в военное время все организации, связанные с обслуживанием пассажиров, должны работать более четко, удовлетворять все их запросы, не отмахиваясь от самых простых и будничных дел.
Водный транспорт призван выполнить важную роль в народном хозяйстве страны. Роль речников, доставляющих грузы наиболее простым и дешевым способом транспортировки, особенно возросла теперь, в отечественную войну. Большая часть грузопотока направится летом с железных дорог на воду, последует затем к Фронту и прифронтовым районам. И речники обязаны будут справиться с военной программой перевозок.
25 марта 1943
В Союзе советских архитекторов
С первых дней Отечественной войны Молотовское отделение Союза советских архитекторов полностью перестроило свои планы в соответствии с новыми требованиями. Особое внимание было уделено освоению местных строительных материалов, массовому строительству и подготовке кадров для будущих восстановительных работ.
В ближайшее время объявляются конкурсы на монументы героям Отечественной войны и на типы домов для массового индивидуального строительства.
Кроме того, союз начал работу по изучению художественного наследия Урала и охране памятников архитектуры.
26 марта 1944
Художник – детям. Выставка рисунков Ю. Васнецова
Во время весенних школьных каникул в Доме пионера в Молотове будет работать открывающаяся сегодня выставка рисунков и автолитографий художника Юрия Алексеевича Васнецова‚ работавшего в Молотове в 1942-1944 гг.
Русская народная сказка, сказка для самых маленьких детей – основная тема его творчества. Общеизвестны и пользуются заслуженным успехом иллюстрации Васнецова к «Трем медведям» Л. Толстого, «Волку и семерым козлятам», «Коньку-Горбунку», «Репке» и другим народным сказкам. В быт советского ребенка прочно вошла детская книжка с иллюстрациями Васнецова. В основе нашей народной сказки – быль о мужестве и героизме русского народа, в ней отображены национальные черты русского характера: мудрость и сила, любовь к справедливости и свободе, природный юмор и изобретательность. Цветистость и узорчивость его рисунков, напоминают изделия народного прикладного искусства: ковры, раскрашенную глиняную игрушку, росписные подносы.
Рисунки Васнецова к сказкам – иллюстрации в самом богатом смысле этого слова, они не только сопровождают и поясняют знакомые всем нам с детства образы излюбленных сказок, а постоянно дополняют канву сказки, расцвечивая ее особыми «васнецовскими» характерными черточками.
К своим темам Васнецов возвращается неоднократно, переходя от решения их в плане книжной иллюстрации к самостоятельным листам и открыткам. Его открытки 1940 года – «Загорелся кошкин дом», «Кот, петух и лиса» и другие – это чудесные, остроумные, жизнерадостные миниатюры, переливающие красочной игрой самоцветных каменьев.
В дни войны Васнецов берется за новую для него работу: рисует открытки для фронта на темы Отечественной войны.
27 марта 1942
Депо строит бронепоезда
До отечественной войны здесь было оборотное депо. Сейчас, наряду с обычной работой, в депо строят бронепоезда.
Круглые сутки у каркасов бронепоездов идет напряженная работа. Строители проявляют изобретательность и инициативу в усовершенствовании ими конструкции поездов, стремятся сделать их неуязвимыми для врагов.
Началник цеха тов. Пегушин внес уже около 10 рационализаторских предложений. Два его предложения обеспечивают безопасность личного состава поезда и дают экономический эффект в 20000 рублей.
Энергично трудятся слесари бригады т. Волкова – тт. Герасимов, Сухоплечев, Шукшин, которые не выходят из цеха до тех пор, пока не перевыполнят норму в два-три раза.
Первые бронепоезда, выпущенные депо, приняты с оценкой «хорошо».
28 марта 1944
МОСКВА, КРЕМЛЬ
Председателю Государственного Комитета Обороны товарищу Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ
Докладываем Вам, Иосиф Виссарионович, что коллектив строительно-монтажной части № 63 Наркомстроя, выполняя задание Государственного Комитета Обороны, закончил сооружение на Чусовском металлургическом заводе первого на Урале мощного бессемеровского цеха.
26 марта текущего года введен в действие бессемеровский конвертор и получена первая сталь. Все механизмы и агрегаты работают безотказно.
За время войны это второй мощный объект после доменной печи, сданный в эксплоатацию на Чусовском заводе.
Значительная часть оборудования и металлоконструкций нового цеха изготовлена металлургами непосредственно на Чусовском заводе.
Заверяем Вас, товарищ Сталин, что строители и металлурги, воодушевленные победами нашей доблестной Красной Армии, приложат все силы к досрочному выполнению заданий Государственного Комитета Обороны по расширению Чусовского завода и освоению новых мощностей.
(Орфография, пунктуация и стилистика текстов сохранены)