80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
26.01.2025
16+
Общество

В Перми обсудили опыт регионов в адаптации детей с миграционной историей

В Перми обсудили опыт регионов в адаптации детей с миграционной историей
Фото: national-forum.ru
  1. Общество
Вопросы миграционной политики в последнее время широко обсуждаются на самых разных уровнях власти. Для многонационального Пермского края эта тема также актуальна. В рамках XI Форума дружбы народов состоялся большой круглый стол на тему «Адаптация и интеграции детей с миграционной историей и несовершеннолетних иностранных граждан в общеобразовательных учреждениях».

Приезжающие и принимающие

За длинным названием скрывается достаточно сложный вопрос – обучение детей из семей мигрантов в школах и детских садах.

По словам Елены Омельченко, директора АНО Центр «Этносфера» (Москва), проблема заключается в том, что многие дети-инофоны по всей стране уже являются гражданами страны, но гражданство не влечет автоматическое владение государственным языком, усвоение традиций, культурных и социальных норм. И получается, что ребята растут в своих семьях, общаясь на своём родном языке, и приходят в школу так же, как если бы они только что приехали из Центральной Азии. А миграционные нормы на них не распространяются.

– Основная проблема – низкий уровень владения языком, причем не столько как языком коммуникаций, сколько как языком обучения, на котором можно изучать предметы общеобразовательной школы. Именно в этом должна осуществляться основная помощь детям для быстрого освоения языка. Другая проблема – не всегда включенность в социокультурную среду, в которой они проживают, незнание норм, истории, культуры России, не готовность к активным межличностным контактам с принимающим населением, – объясняет эксперт.

Последнее в большей степени касается не детей, а взрослых мигрантов, потому что они тоже должны быть нацелены на взаимодействие с принимающим обществом. По мнению Елены Омельченко, более тесные контакты должны завязываться не только на уровне похода в магазин, поликлинику, без этого интеграция не произойдет. И, соответственно, коренное население тоже должно быть готово к этим контактам.

Вот только принимающее население к этим контактам готово не всегда, и, по мнению экспертов, совершенно напрасно.

– Прежде всего, конечно же, нужно изменить отношение. Нужно понимать, что миграционные процессы – это естественно. Мы все сами куда-то переезжаем, рыба ищет, где глубже, человек ищет, где лучше. И, к счастью для нас, «где лучше» очень многие находят в России, в частности, в Пермском крае. Это регион, в котором хочется жить и работать. Мы это видим на практике, когда видим мигрантов, которые сюда переезжают, живут здесь уже много лет, рожают детей и становятся не просто российскими гражданами, а нашими соседями, друзьями наших детей. Это понимание нам необходимо, – говорит Андрей Якимов, эксперт благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-Фонд» (Санкт-Петербург).

Поэтому необходимо создать систему, которая на всех уровнях будет нацелена на адаптацию, интеграцию иностранных граждан, включая информирование, обеспечение правовым статусом, доступом к государственным услугам, достаточный уровень готовности инфраструктуры для того, чтобы эти люди могли попасть в школу, детский сад, освоить русский язык. По словам эксперта, «нужно понимать, что все это наши люди, наши дети, и соответствующим образом строить интеграционную работу».

Игры, книги и учеба

Большой блок был посвящен непосредственно обмену опытом регионов в адаптации детей мигрантов. К слову, именно ребята быстрее всего интегрируются в принимающую среду: им проще выучить язык и выстроить коммуникацию со сверстниками. Андрей Якимов представил участникам обучающие книги и настольные игры для разных возрастов, разработанные «ПСП-Фонд». А директор информационного комитета Экспертного совета при правительстве Рязанской области Анастасия Стрельцова рассказала о проекте по адаптации детей через хороводные игры.

– Любая традиционная игра проста и понятна, нужны лишь желание, соучастие и включенность. Игры очень простые. Не понимая языка, ты можешь просто повторять за своими друзьями, и все – это уже интересно. Необязательно хорошо владеть русским языком, но через эту игру ты осваиваешь и культурное пространство, и язык. Благодаря играм удается добиться гармонизации внутри класса, вовлечения детей, которые закрыты в своей маленькой коробочке и не знают, как начать межкультурный диалог, – объясняет Анастасия Стрельцова.

Проекты по социализации и адаптации детей из семей мигрантов реализуются и в Прикамье. Участие в них принимают ГАУ ПК «Многофункциональный миграционный центр», АНО «Многофункциональный миграционный центр по Пермскому краю», этнические диаспоры региона и, конечно, образовательные организации. Например, большой опыт работы с детьми с миграционной историей – у пермской школы «Флагман». На базе школы создан ресурсный центр «Компас», где в адаптационных группах с ребятами занимаются учителя, владеющие русским языком как иностранным.

Как сообщил директор ассоциации «Пермский этноцентр» Михаил Каменских, культурно-языковой состав общества больших городов России, в том числе Перми, усложняется. В определенных школах учатся до 30 процентов детей с миграционной историей. Цифры каждый год меняются, но они будут увеличиваться.

Он рассказал также, что в рамках муниципальной программы «Общественное согласие» в трех школах Перми были организованы дополнительные занятия по субботам по изучению русского языка, истории и культуры России. Разработан учебно-методический комплекс, апробация его прошла в феврале-мае 2024 года, дополнительно было обучено порядка 80 детей. Он был оценен как эффективный, и с начала нового учебного года его запустили еще в трех школах.

– Видим обратную связь, интерес, желающих пройти обучение значительно больше, и планируем этот проект развивать и поддерживать. Чужих детей не бывает, это наши граждане, и мы должны прилагать усилия к тому, чтобы их принимать, адаптировать, делать частью нашего пространства. По итогам круглого стола мы планируем значительно расширить педагогическую аудиторию, которая вовлечена в процессы интеграции, социальной и культурной адаптации детей с миграционной историей. Сегодня это вызов для нашего общества, и мы нацелены на решение этой проблемы, чтобы у нас в школах была гармоничная ситуация. Там, где ситуация требует отдельного вмешательства, помощи, поддержки органов власти и общественных организаций, стараемся реагировать. Такую задачу видим в ближайшей перспективе для Пермского края, – резюмировал Михаил Каменских.