Как изменится рынок автомобилей в 2026 году
В начале 2026 года на рынке автомобилей в Прикамье ожидается стагнация продаж, предполагает Владимир Иванов. Это традиционная ситуация: на складах дилеров накопилось много автомобилей предыдущего года, включая модели АвтоВАЗа и китайских брендов. Дилеры сосредоточатся на распродаже этих запасов. Аналогичная стагнация затронет и вторичный рынок.
Повышение утилизационного сбора и таможенных пошлин усугубит ситуацию. Льготный утилизационный сбор на автомобили свыше 160 лошадиных сил отменили, теперь машины можно ввезти только по коммерческому утилизационному сбору. Новые правила вступили в силу с 1 декабря 2025 года. Утилизационный сбор на все автомобили будет расти ежегодно до 2030 года. Продажи продолжатся, но станут сильно сегментированными: в среднем сегменте (от 3 до 6–7 миллионов рублей) они просядут. Такие автомобили ранее ввозили по льготному утилизационному сбору, теперь их невыгодно завозить. Новые модели тоже подорожают с 1 января. Кроме того, Китай принял постановление, согласно которому автомобиль должен простоять на учете 180 дней, что повлияет на дефицит машин, повышение цен и ударит по параллельному импорту. Покупателям потребуется время, чтобы привыкнуть к новым ценам, отметил эксперт.
Факторы, влияющие на рынок автомобилей в Прикамье
Ситуацию, как и по всей стране, могут изменить снижение ключевой ставки и доступность автокредитов. 20 декабря 2025 года ключевую ставку уменьшили до 16%, но рынок вряд ли сразу отреагирует массовыми кредитными покупками. Дальнейшее снижение ставки сделает кредиты доступнее и простимулирует спрос.
Китайские производители продолжают завоевывать долю рынка за счет снижения продаж европейских брендов, параллельного импорта и отечественных автомобилей. Субсидированные льготные кредиты по некоторым брендам усиливают этот тренд. Если кредитные ставки скорректируются, потребители выберут такие машины. На вторичном рынке и параллельном импорте продолжат появляться автомобили до 160 лошадиных сил, что создаст конкуренцию китайским и отечественным моделям.
Цены на автомобили вырастут из-за повышения утилизационного сбора и НДС. В 2026 году подорожают как новые машины, так и вторичка. Вторичный рынок оперативно реагирует на рост цен новых автомобилей, изменения утилизационного сбора и колебания кредитных ставок: продажи либо активизируются, либо резко падают. Потенциальные покупатели будут долго адаптироваться к новым ценам. Некоторые бренды выживут за счет льготного кредитования и трейд-ина. Снижение ключевой ставки поддержит спрос на кредиты, включая вторичный рынок.
Что происходило на автомобильном рынке в 2025 году
В 2025 году рынок автомобилей в Прикамье сильно колебался. Несколько раз корректировали утилизационный сбор для новых машин, вторички и параллельного импорта. Льготный сбор отменили на автомобили свыше 160 лошадиных сил (например, BMW X3, X5, X7, Audi Q5, Q8,Mercedes GLC, GLE, GLS и премиум-сегмент). Таможенные пошлины на электромобили скорректировали, их ввезти стало невозможно без коммерческого утилизационного сбора, что сделало цены неподъемными.
Вторичный рынок оживился: ранее непроданные автомобили 2023–2024 годов стали востребованными по ценам, близким к закупочным или даже выше. Спрос носил волнообразный характер и, в отличие от предыдущих лет, не имел четко выраженных тенденций. Рынок во многом зависел от политики Минпромторга и ФТС. Кроме того, многие покупатели в 2025 году приобрели автомобили, стремясь успеть до повышения цен и реализовать отложенный спрос.
Многим покупателям, перекупщикам и салонам начислили доплаты за автомобили, ввезенные в 2022–2023 годах по льготному сбору на дропов или собственников. Тогда коммерческого сбора не было, но теперь ФТС требует доплаты и судится. Те, кто ввез больше одного автомобиля, вовлечены в судебные процессы.
Эти события негативно сказались на рынке, в том числе пермском. Дальнейшая ситуация на автомобильном рынке новых и подержанных автомобилей плохо прогнозируема.