Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
17.12.2025
16+
Транспорт

Автомобили впрок: как пермяки начали завозить машины еще до роста утильсбора

Автомобили впрок: как пермяки начали завозить машины еще до роста утильсбора
Фото: краевая газета «Звезда»
  1. Транспорт
Автомобильный рынок Пермского края начал меняться, еще когда новые правила расчета утилизационного сбора только обсуждались и готовились к вступлению в силу. Журналисты краевой газеты «Звезда» выяснили, как в регионе вели себя покупатели и какие машины ввозили до введения новых коэффициентов. По словам сотрудников Пермской таможни, многие пермяки поспешили оформить импорт «по старым правилам».

Утильсбор формально предназначен для компенсации затрат на утилизацию автомобиля, однако на практике давно стал экономическим регулятором. Средства поступают в федеральный бюджет и используются, в том числе, для поддержки отечественной промышленности и автопроизводителей, говорят эксперты.

Суть изменений

Изначально планировалось повысить утилизационный сбор с 1 ноября, однако позже власти решили отсрочить нововведения на месяц. В итоге с 1 декабря порядок расчета утильсбора для легковых автомобилей категории М1 изменился.

Базовая ставка осталась прежней — 20 тыс. руб. Однако коэффициенты теперь зависят не только от объема двигателя и возраста автомобиля, но и от его мощности. Градация установлена с шагом 22,07 кВт (примерно 30 л. с.), а максимальная категория предусмотрена для автомобилей мощностью свыше 367,76 кВт (около 500 л. с.).

Льготный коэффициент 0,17 и 0,26 при ввозе для личного пользования с 1 декабря 2025 применяется для транспортных средств с мощностью двигателя до 58.84 кВТ (80 л.с) для электромобилей и до 117,68 кВТ (106 л.с) для двигателей внутреннего сгорания.

Для маломощных автомобилей размер утилизационного сбора не изменился. Для машин с большим объемом двигателя и высокой мощностью рост оказался умеренным. Наиболее заметное увеличение затронуло автомобили с высокой мощностью при сравнительно небольшом объеме двигателя.

Отдельные изменения коснулись новых электромобилей и гибридов. Для моделей мощностью от 205,95 кВт установлен коэффициент 152 вместо прежнего единого в 33,37. В результате сумма утилизационного сбора выросла с 667,4 тыс. руб. до 3,04 млн руб.

Импорт ускорился еще до изменений

По данным Пермской таможни, в октябре 2025 года физические лица ввезли для личного пользования 323 автомобиля, а в ноябре — уже 519.

Для сравнения: в аналогичные месяцы 2024 года в регион было ввезено всего 85 автомобилей в октябре и 97 — в ноябре. Разница наглядно показывает, что спрос начал расти еще на этапе ожиданий и публичных обсуждений новых правил.

Что ввозили чаще всего

В числе самых популярных автомобилей — электромобили Lixiang и Voyah, а также Toyota, BMW, Volkswagen и Geely. В ноябре к ним добавилась Mazda.

Основной поток автомобилей поступал из третьих стран, прежде всего из Китая. В октябре из стран ЕАЭС было ввезено 40 машин, из третьих стран — 283, а в ноябре соотношение составило 171 к 348.

Самые дорогие авто

В октябре 2025 года самым дорогостоящим ввезенным авто стал BMW X6 за 6 млн рублей, в ноябре — Yangwang U8L из Китая за 15,02 млн. Также в числе лидеров оказался Mercedes-Benz S480 почти за 9 млн рублей.

Это логично, ведь именно мощные и дорогие автомобили сильнее всего подпадают под новые коэффициенты утильсбора, поэтому их старались оформить заранее.

Что дальше

Данные Пермской таможни показывают: рынок начал перестраиваться еще до фактического введения новых ставок. Покупатели старались успеть ввезти автомобили на прежних условиях, а импортеры — закрыть сделки до роста платежей.

Со вступлением в силу изменений ситуация неизбежно изменится: утильсбор станет ощутимой частью стоимости автомобиля, а спонтанный импорт — все менее выгодным. Осень 2025 года, по сути, стала последним «окном возможностей» для тех, кто хотел купить машину из-за рубежа по старым правилам.

Предупреждение для покупателей

Пермская таможня отдельно обращает внимание на автомобили, ввезенные в Россию после апреля 2022 года. В рамках контроля полноты уплаты утилизационного сбора таможенные органы проверяют такие транспортные средства, и в случае выявления недоимки задолженность взыскивается в судебном порядке.

После вступления решения суда в законную силу сведения передаются в АО «Электронный паспорт». Это может привести к аннулированию электронного паспорта транспортного средства, а значит — к невозможности регистрационных действий в ГИБДД. Проверить статус ЭПТС можно на сайте АО «Электронный паспорт».