Утильсбор формально предназначен для компенсации затрат на утилизацию автомобиля, однако на практике давно стал экономическим регулятором. Средства поступают в федеральный бюджет и используются, в том числе, для поддержки отечественной промышленности и автопроизводителей, говорят эксперты.
Суть изменений
Изначально планировалось повысить утилизационный сбор с 1 ноября, однако позже власти решили отсрочить нововведения на месяц. В итоге с 1 декабря порядок расчета утильсбора для легковых автомобилей категории М1 изменился.
Базовая ставка осталась прежней — 20 тыс. руб. Однако коэффициенты теперь зависят не только от объема двигателя и возраста автомобиля, но и от его мощности. Градация установлена с шагом 22,07 кВт (примерно 30 л. с.), а максимальная категория предусмотрена для автомобилей мощностью свыше 367,76 кВт (около 500 л. с.).
Льготный коэффициент 0,17 и 0,26 при ввозе для личного пользования с 1 декабря 2025 применяется для транспортных средств с мощностью двигателя до 58.84 кВТ (80 л.с) для электромобилей и до 117,68 кВТ (106 л.с) для двигателей внутреннего сгорания.
Для маломощных автомобилей размер утилизационного сбора не изменился. Для машин с большим объемом двигателя и высокой мощностью рост оказался умеренным. Наиболее заметное увеличение затронуло автомобили с высокой мощностью при сравнительно небольшом объеме двигателя.
Отдельные изменения коснулись новых электромобилей и гибридов. Для моделей мощностью от 205,95 кВт установлен коэффициент 152 вместо прежнего единого в 33,37. В результате сумма утилизационного сбора выросла с 667,4 тыс. руб. до 3,04 млн руб.
Импорт ускорился еще до изменений
По данным Пермской таможни, в октябре 2025 года физические лица ввезли для личного пользования 323 автомобиля, а в ноябре — уже 519.
Для сравнения: в аналогичные месяцы 2024 года в регион было ввезено всего 85 автомобилей в октябре и 97 — в ноябре. Разница наглядно показывает, что спрос начал расти еще на этапе ожиданий и публичных обсуждений новых правил.
Что ввозили чаще всего
В числе самых популярных автомобилей — электромобили Lixiang и Voyah, а также Toyota, BMW, Volkswagen и Geely. В ноябре к ним добавилась Mazda.
Основной поток автомобилей поступал из третьих стран, прежде всего из Китая. В октябре из стран ЕАЭС было ввезено 40 машин, из третьих стран — 283, а в ноябре соотношение составило 171 к 348.
Самые дорогие авто
В октябре 2025 года самым дорогостоящим ввезенным авто стал BMW X6 за 6 млн рублей, в ноябре — Yangwang U8L из Китая за 15,02 млн. Также в числе лидеров оказался Mercedes-Benz S480 почти за 9 млн рублей.
Это логично, ведь именно мощные и дорогие автомобили сильнее всего подпадают под новые коэффициенты утильсбора, поэтому их старались оформить заранее.
Что дальше
Данные Пермской таможни показывают: рынок начал перестраиваться еще до фактического введения новых ставок. Покупатели старались успеть ввезти автомобили на прежних условиях, а импортеры — закрыть сделки до роста платежей.
Со вступлением в силу изменений ситуация неизбежно изменится: утильсбор станет ощутимой частью стоимости автомобиля, а спонтанный импорт — все менее выгодным. Осень 2025 года, по сути, стала последним «окном возможностей» для тех, кто хотел купить машину из-за рубежа по старым правилам.
Предупреждение для покупателей
Пермская таможня отдельно обращает внимание на автомобили, ввезенные в Россию после апреля 2022 года. В рамках контроля полноты уплаты утилизационного сбора таможенные органы проверяют такие транспортные средства, и в случае выявления недоимки задолженность взыскивается в судебном порядке.
После вступления решения суда в законную силу сведения передаются в АО «Электронный паспорт». Это может привести к аннулированию электронного паспорта транспортного средства, а значит — к невозможности регистрационных действий в ГИБДД. Проверить статус ЭПТС можно на сайте АО «Электронный паспорт».