Волонтеры ведут сбор и оцифровку личных дневников и писем, которые предоставляют им либо наследники живших в прошлых веках путешественников, либо они находятся в результате собственной исследовательской работы. И в них есть немало о Перми.
В начале июля 1885 года в Пермь приехал государственный и общественный деятель Российской империи, сенатор, госсекретарь, промышленник и меценат Александр Половцов. Этот человек известен также тем, что был одним из отцов-основателей Русского исторического сообщества.
«Четверг. В 9 час. приезжаем в Пермь. Вид города с Камы довольно живописен. Сходив в почтовую контору и на телеграфную станцию, беру тройку и еду за шесть верст от города на казенный Мотовилихинский завод. Здесь на днях сгорело два заводских здания, но самый завод, по счастию, удалось отстоять (упоминания об этом пожаре в исторических источниках нет – прим. ред.)
Во всем беспорядок, грязь, неурядица. Производятся пушки и заряды, но, смотря на то, каким порядком это делается, нельзя не видеть в этом заводе новое подтверждение тому, что казна не может и не должна вести промышленных предприятий. <> Приезжает ко мне с визитом недавно назначенный сюда губернатор Лукошков (назначен главой губернии в 1885 году – прим. ред.), человек не старый, но болезненный и едва ли способный к той энергии, которая необходима в этом полудиком крае. Он воспитывался в Училище правоведения, а потом долго служил при оренбургском ген.-губ. Крыжановском. Всего более заботит Лукошкова то, что его предшественник Анастасьев, собрав по подписке 100 тыс. руб., выстроил огромное здание для женской гимназии, здание отстроено лишь вчерне, деньги израсходованы целиком, и теперь не хватает средств ни для окончания постройки, ни для его содержания».
Половцов раздражен: губернатор просит его самолично убедиться в том, что стройка эта, требующая бюджетной поддержки, в дальнейшем не нанесет ущерба репутации главе губернии.
«Государственного секретаря заставляют лезть по лесам строящегося здания, чтобы убедиться в истине сказанного и оказать в Петербурге надлежащую поддержку к благополучному исходу этого легкомысленно начатого предприятия», – пишет Половцов.
Скорее всего, госсекретарь пребывал в неприятном расположении духа из-за того, что приехал в наши края вовсе не по государевым делам. В 1883 году он приобрел на имя супруги Богословский горный округ в Верхотурском уезде губернии. Там десятилетием спустя был возведен крупнейший на Урале металлургический завод, названный Надеждинским в честь его жены. Этот завод послужил основанию города Надеждинска. Сегодня – Серов Свердловской области.
В Перми побывала и Мария Львовна Казем-Бек (урожденная Толстая), начальница Института благородных девиц в Казани и Санкт-Петербурге. Записи этого видного православного педагога охватывают несколько десятилетий XIX века и начало XX века – периоды царствования Александра II, Александра III и Николая II. Автор рассказывает о жизни своей семьи и на фоне этих зарисовок дает характеристики многим государственным деятелям.
Мария Львовна прибыла в столицу губернии в мае 22-го числа 1893 года. Она путешествовала по России, и Пермь стала одной из точек, где можно было отдохнуть от путевых тягот. Во что она писала про губернию в целом.

«Вчера в половине пятого дня мы сели на пароход в Мурзихе (под Елабугой – прим. ред.) и вот уже сутки плывем вверх по Каме. До Перми нам остается еще более суток <> Кама меня приводит в восторг. Какая масса воды, какая ширина, какой необъятный простор!.. Берега местами покрыты роскошными хвойными лесами. Села встречаются нередко и поражают своей громадностью и своими отличными постройками. Все вообще дышит богатством и привольем. Благодатный край Пермская губерния, заключающая в своих границах все необходимое для жизни целого отдельного государства».
24 мая, понедельник. Мы плыли по Каме 55 часов и все время при жаркой, душной погоде. Только под самой Пермью нас захватила грозовая туча, и мы въехали в город под дождем и в полнейшей темноте. Таким образом, панорама Перми, которая, говорят, очень красива с реки, для нас пропала.
Наши скромные спутники, представители сибирского мелкого чиновничества, с которыми мы познакомились за время совместного плавания, кажется, были очень смущены целой фалангой официальных лиц в вицмундирах, явившихся на пароход встречать Александра (мужа Марии – Александра Казем-Бека, гофмейстера императорского двора, сенатора, крупного землевладельца – прим. ред.). Они сконфуженно сбились в кучку и с любопытством поглядывали оттуда, а мне было как-то неловко перед ними за эту овацию...
Достопримечательностей в Перми никаких нет и осматривать туристу, собственно говоря, нечего. Все интересное ожидает нас в Екатеринбурге. Днем мы с Александром сделали визит архиерею, который нам очень понравился, потом обедали у губернатора Погодина (Петр Погодин, назначен губернатором в 1892 году) и вечером выехали дальше».
Вот такой короткий визит: чета торопилась дальше, и Пермь действительно показалась Марии Казем-Бек местом скучным и недостойным внимания. Все самое интересное: «Подъем на Уральский хребет... Ежеминутно сменяющиеся красивые виды. Горы сплошь покрыты лесом. Хвойные деревья становятся все хилее и все более уступают место мелкому березняку. Местами путь пролегает между совершенно отвесными скалами, которые состоят из кремнистых пластов очень красивых серых, фиолетовых, красноватых и желтых оттенков. Никакого населения около станций...<> Сейчас переехали границу, разделяющую две части света... Высокая, легкая, ажурная башенка мелькнула перед нами, и мы едва успели прочитать на одной ее стороне крупную надпись «ЕВРОПА», а на другой – «АЗИЯ»...
Итак, мы в Азии?! «Что имя?.. Звук пустой...» Да, но этот звук все-таки производит впечатление, и даже сильное впечатление».
Так кончается XIX век – конечно, волонтеры «Прожито» нашли еще немало записей, относящихся к периоду до 1900-х годов, однако это большей частью хозяйственные заметки. Надеемся, что в будущем коллекция проекта пополнится новыми, ранее неизвестными дневниковыми записями.
В суровый 1917 год Пермь посетили художник, историк искусства, критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа, а также великий композитор Сергей Прокофьев. Какой они увидели Пермь и округу, мы расскажем в следующем номере. Не пропустите.
Подписывайтесь на нас в Telegram!