Микрорайон Январский в Орджоникидзевском районе Перми застроен преимущественно частными домами. Тихое семейное место. В нескольких минутах ходьбы – лес с вековыми липами, елями, дубами. Здесь местные жители гуляют, зимой катаются на лыжах, а летом собирают грибы. Лесной массив находится на территории Левшинского лесничества, здесь запрещена охота и какая-либо хозяйственная деятельность, поэтому во время прогулок можно запросто встретить белок и даже лосей.
Однако не так давно жители увидели, что вдоль дороги, идущей в лесу, появились столбы с проводами. Заглянув в публичную кадастровую карту, обнаружили, что на территории леса, примыкающей к дороге, выделено шесть земельных участков разной площади. Как минимум два из них с кадастровыми номерами 59:01:0911436:195 и 59:01:0911436:203 выставлены на продажу на портале частных объявлений, и именно ко второму (203) вели те самые свежие линии электропередачи.
Обеспокоенные граждане начали писать запросы в различные инстанции и одновременно обратились в редакцию газеты «Звезда». Прецедент и впрямь тревожный: если процесс оформления участков продолжится, тогда прощай, лес, здравствуй, очередной дачный кооператив.
Корреспондент газеты решил выяснить, как оформить такой участочек в собственность. В процессе изучения темы его профессиональное любопытство сочеталось с банальной человеческой жадностью: кто ж не хочет заполучить по сходной цене 20-22 сотки под дом в лесу, да еще и в городской черте с круглогодичным подъездом? Вдруг получится? Ведь если шесть участков в лесу кому-то удалось оформить в собственность, почему бы не оформить и седьмой?
Но дело это оказалось сложным и запутанным, а выводы неоднозначными.
Общение с продавцами
Продавцом участка с номером 203, к которому уже ведут линии электропередач, значилась Ольга. На телефонный звонок она ответила быстро и охотно направила в мессенджер документы о праве собственности на землю.
Из них следовало, что кадастровый номер участку площадью 20 соток присвоен еще в октябре 2002 года. Категория земель, на которых он расположен – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – садоводство. Все вроде логично, ведь в непосредственной близости, через дорогу, находятся дачные кооперативы. Смущает только одно: этот участок находится именно что в лесу, метрах в двухстах от дач.
В объявлении о продаже участка № 195 часть документов опубликована тут же. В частности, межевой план – документ, составленный кадастровым инженером, который содержит подробные сведения о земельном участке, его границах и местоположении. Указано и имя контактного лица – Александр. «Прошу звонить, а не писать», – подчеркнул он в объявлении. Мы так и сделали. Услышав, что вопрос по поводу продажи участка, Александр обещал вскоре перезвонить. С тех пор прошла неделя, но на связь он так и не вышел.
В ожидании звонка мы внимательно посмотрели его профиль на «Авито» (18+). Продавцом участка значится «АВБ-Групп» – оптовая компания, торгующая автозапчастями. Она зарегистрирована на ул. Промышленной в Перми, работает на рынке более десяти лет. Руководитель и учредитель – Александр Ермолаев. Интернет-поисковики сохранили его отзывы о местах, где он останавливался во время путешествий. Один из таких отзывов, когда Александр Ермолаев в пух и прах раскритиковал забронированный номер в оздоровительном центре, заканчивается словами: «Терпеть не могу, когда обманывают».
Мы тоже этого не любим. Так что перезвоните, пожалуйста, Александр.
Общение с Росреестром
Итак, как минимум два участка на территории леса активно продавались. По остальным, расположенным по соседству, публичная кадастровая карта Росреестра также выдает сведения об их площади, месте расположения, видах разрешенного использования. Прямо на карте видно, что находятся они в лесной зоне. Поэтому мы поинтересовались в Управлении Росреестра по Пермскому краю: как вышло, что на участки в лесу были выданы правоустанавливающие документы?
В своем ответе ведомство пояснило, что указанные шесть земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0911436:113, 59:01:0911436:114, 59:01:0911436:117, 59:01:0911436:195, 59:01:0911436:203, 59:01:0911436:220 были поставлены на учет на основании свидетельств о праве собственности на землю аж от 1994 года. В свою очередь эти свидетельства были выданы гражданам в том же году на основании постановления администрации города Перми.
А вот дальше началась бюрократическая неразбериха.
«В период с 2013 по 2016 годы проведены кадастровые работы по уточнению площади и местоположения границ указанных земельных участков на основании межевых планов, подготовленных кадастровыми инженерами. Сведения о границах Пермского городского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в 2021 году. Таким образом, сведения о местоположении границ указанных земельных участков внесены до внесения в ЕГРН сведений о границах Пермского городского лесничества. Орган кадастрового учета (в то время – филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Пермскому краю) проводил анализ документов, изготавливаемых кадастровыми инженерами, в целях осуществления учетно-регистрационных действий. При проведении кадастрового учета не осуществляется выезд на местность, в связи с чем не имеется возможности однозначно определить, где фактически находится земельный участок на местности. Это полномочия кадастрового инженера», – сообщили в Управлении Росреестра и добавили, что не располагают документами, «которые подтверждают иное месторасположение вышеуказанных земельных участков».
Мы внимательно трижды перечитали эти пассажи. В переводе с бюрократического на русский из них следует два вывода.
Первый: оформляя и переоформляя документы на земельные участки, ведомство знать не знает, где они на самом деле физически расположены – это не входит в его обязанности.
Второй: все сведения о том или ином участке (данные межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости) – ответственность кадастрового инженера, о чем гласят федеральные законы «О государственной регистрации недвижимости» и «О государственном кадастре недвижимости».
Что ж, мы решили узнать у кадастрового инженера, как происходит оформление участков в лесном массиве.
Общение с кадастровым инженером
В выписке из ЕГРН на участок 203, которые отправила нам продавец Ольга, было указано имя кадастрового инженера – Андрей Двинянинов. Найти его телефон в справочнике «Кадастровые инженеры России» не составило труда, но общение получилось до обидного лаконичным.
– Это было очень давно, не могу вспомнить, документы не храним, – ответил специалист.
Учитывая, что аж двумя федеральными законами вся ответственность за установление границ того или иного участка возлагается именно на кадастровых инженеров, такую линию поведения можно назвать очень мудрой и дальновидной.
Общение с городскими ведомствами
Официальный ответ Управления Росреестра завершался словами о том, что по поводу обсуждаемых земельных участков администрация Перми ведет претензионную работу. Более подробную информацию об этом ведомство предложило запросить в пермской мэрии.
В департаменте земельных отношений администрации Перми подтвердили, что в отношении территории, о которой идет речь, приказом министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14 октября 2019 года установлена зона ограничений – лесопарковый зеленый пояс Перми. Поэтому никакое «вовлечение рассматриваемой территории в хозяйственный оборот не планируется», заключили в департаменте.
Ну хорошо. Может, и не планируется, но как быть с участками, которые уже оказались вовлечены в такой оборот? Мы спросили об этом управление по экологии и природопользованию администрации Перми. Именно оно занимается вопросами использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В управлении нам дали подробный ответ.
Ведомство сообщает, что «указанные земельные участки, согласно имеющимся в ЕГРН межевым планам, располагаются в ином месте, чем указано в правоустанавливающих документах». Документы были выданы садовому товариществу «Семья», но нынешнее нахождение участков в границах городских лесов «не соответствует… месту расположения указанных участков согласно плану садового товарищества и нарушает права и законные интересы муниципального образования город Пермь».
То есть, насколько можно понять, по документам участки с такими номерами находятся где-то в другом месте. Но как мы отметили выше, на публичной кадастровой карте Росреестра можно запросто забить номер любого из указанных участков и увидеть место его расположения. Где? А именно в лесу!
Но на этот счет в управлении экологии тоже есть ответ.
Как нам сообщили, Пермский краевой суд определением от 20 августа 2018 года принял решение об исключении из ЕГРН сведений о местоположении и координатах границ земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0911436:113, 59:01:0911436:114, 59:01:0911436:117, 59:01:0911436:195, 59:01:0911436:203, 59:01:0911436:220, которые ошибочно были расположены в границах городских лесов. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:0911436:117, 59:01:0911436:203 также направлено в суд исковое заявление с аналогичным требованием об исключении из ЕГРН таких сведений.
Предварительное судебное заседание по этому заявлению назначено в Орджоникидзевском суде на 25 ноября 2025 года. Пока департамент земельных отношений заявил ходатайство о наложении обеспечительных мер в отношении указанных земельных участков.
Видимо, об этих обеспечительных мерах стало известно и продавцам. Во всяком случае на момент подготовки этой публикации объявление о продаже участка 203 было снято. На вопрос о том, будет ли вновь открыто предложение, Ольга ответила: «Пока не продаю. Вернусь к продаже весной». Возможно, к весне ожидается решение суда.
Половинчатые выводы
Не то чтобы наше расследование зашло в тупик, но вопреки традициям рубрики «Разберемся» окончательных ответов на все вопросы мы пока не нашли.
Во-первых, понятно, что кадастровые инженеры предпочитают ничего не помнить, а в полномочия Росреестра не входят выезды на места, где устанавливаются границы тех или иных участков. Но нам-то никто не запрещает это делать. Мы стояли на этих участках своими ногами. В том числе на том самом с номером 195, который вроде бы судом исключен из ЕГРН еще в 2018 году, но на деле на кадастровой карте Росреестра присутствует и сегодня спокойно продается тем самым Александром, не любящим вранья. Мы видели, что липы тут растут вековые, а столбы электропередач, проведенные к выставленной на продажу земле – бетонные, крепкие, тоже рассчитанные на века. И это зрелище впечатляет: правда жизни куда нагляднее, чем горы документов. Как же так – суд семь лет назад «исключил из реестра», а продажи идут?
Во-вторых, картина прекрасного леса, к которому подведены дорога и электричество, вполне может впечатлить не только нас, но и потенциальных покупателей. Ни одно из ведомств, с которым мы несколько месяцев находились в переписках, не ответило на вопрос: что будет, если кто-то купит участок на основании имеющихся у продавцов документов? Кто будет «разматывать» обратно сделку, в которой появится добросовестный приобретатель? Тем более, если он успеет начать на купленном участке строительство дома.
«Действующее законодательство исключает возможность приобретения лесных участков в частную собственность», – подчеркивают в управлении экологии и природопользования Перми. Надеемся, в отношении шестерых граждан, которым сделать это все же удалось, положения закона будут доведены до логического завершения. Так что будем следить за начинающимся 25 ноября судебным процессом.