Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
07.12.2025
16+
Транспорт

​Платим за свалку наперед: как новые правила утильсбора на авто могут поменять рынок? Мнение пермского эксперта

​Платим за свалку наперед: как новые правила утильсбора на авто могут поменять рынок? Мнение пермского эксперта
Фото: Елена Майорова
  1. Транспорт
Минпромторг предложил изменить порядок расчета утилизационного сбора для машин. Предполагается, что с 1 ноября его размер будут определять не только по возрасту и объему двигателя автомобиля, но и по его мощности. Инициатива вызвала бурные обсуждения: пользователи выражают недовольство и оставляют множество гневных комментариев. Журналисты газеты «Звезда» пообщались с пермским экономистом Дмитрием Клещевым о том, для чего необходимы изменения и к чему они могут привести.

Как устроен утильсбор в России

Давайте сначала разберемся, что такое «утильсбор». Это плата за переработку автомобилей, отслуживших свой срок. Когда машина больше не может безопасно ездить, ее либо разбирают на запчасти, либо отправляют на утилизацию — услуга, которая оплачивается заранее через этот сбор. Раньше владельцы автомобилей платили за утилизацию только тогда, когда машина уже не подлежала ремонту и шла на переработку. Однако многие просто снимали свою «ласточку» с учета и бросали ее, превращая в источник ржавчины и утечек вредных жидкостей в почву и воду. Чтобы лишить «хитрецов» возможности таким образом сэкономить, было решено включать утильсбор в стоимость автомобиля еще при его выпуске или ввозе в Россию.

Платить утильсбор должны импортеры при ввозе иностранных машин в РФ, производители, если авто собрано на российском заводе, покупатели, которые привозят транспортные средства из-за границы.

Расчет утилизационного сбора строится по простой формуле: базовая ставка умножается на коэффициент. Он же зависит от объема двигателя, возраста и массы ТС. Базовые ставки сейчас — 20 000 рублей для легковых машин, 150 000 для грузовиков, автобусов и прицепов и 172 500 для спецтехники.

Физические лица, ввозящие автомобили для личного пользования, могут пользоваться льготными коэффициентами, если двигатель менее 3 литров, автомобиль не меняет владельца в течение года, а сам ввоз оформлен по пассажирской декларации. При этом статус индивидуального предпринимателя не лишает гражданина права на льготу, если машина действительно предназначена для личного использования.

В 2024 году утильсбор увеличился на 70–85% и теперь будет расти ежегодно до 2030 года.

О каких потенциальных нововведениях идет речь?

Новый проект изменений предполагает, что базовая ставка будет зависеть от типа и объема двигателя, а коэффициент — от мощности по прогрессивной шкале. Такой подход позволит корректнее учитывать особенности современных машин, в том числе электромобилей и гибридов, где мощность часто не связана с объемом двигателя. Соответственно сбор может вырасти на 25–50%.

При этом для граждан, ввозящих машины для личного пользования, сохранятся льготные ставки на популярные модели до 160 лошадиных сил (3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше 3-х лет). Они составляют большую часть автопарка страны. Новые правила не затронут тех, кто уже оплатил утильсбор по действующим нормам, сообщается на сайте Минпромторга РФ.

Зачем нужны изменения?

Как отмечает пермский экономист Дмитрий Клещев, это часть масштабной стратегии по возрождению отечественного автопрома и созданию независимого промышленного цикла в России. На протяжении последних двух десятилетий правительство РФ пытается локализовать производство автомобилей и превратить его в точку роста для промышленности. Но после начала СВО большинство иностранных автоконцернов покинули страну, что обрушило выпуск машин почти на 67% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом.

— Текущий этап усложнения поставки из-за рубежа автомобилей начался не вчера. Появление утильсбора, увеличение его размеров, а также применение этих правил ко все более широкому спектру машин — это продолжение политики на создание российского рынка производства легковых автомобилей. Существенно увеличив стоимость покупки ТС, руководство страны пытается создать благоприятные условия для производителей и увеличить конкуренцию, что в итоге должно привести к перезапуску рынка и снижению цены в будущем, — говорит эксперт.

Экономист напоминает, что в конце 2022 года была принята стратегия развития автомобильной промышленности до 2035 года, где прямо указано: локализация должна достичь 70–85%, а разнообразие платформ сократится. По сути, Россия возвращается к модели, где подавляющее большинство автомобилей производятся внутри страны.

— На 2025 год уже удалось перезапустить заводы Renault, Toyota, Volkswagen и других компаний. Ведется строительство производств двигателей и аккумуляторов, Росатом запустил первую гигафабрику в Калининградкой области. Все это — часть одного курса на промышленную независимость, — отмечает Клещев.

Также, по его словам, государство усиливает контроль за схемами ввоза автомобилей, которые оформляются как частные, чтобы обойти пошлины.

— Это вызывает закономерный негатив со стороны тех, кто покупает или планирует покупать более мощный автомобиль. Но позиция власти понятна. Ограничивая рынок сейчас, создаются стимулы для развития автомобильной промышленности в будущем, где, возможно, роль АвтоВАЗа, который сейчас наиболее негативные комментарии собирает, будет уже не столь существенна, — считает Дмитрий.

Как изменения скажутся на россиянах?

Если утильсбор увеличится с 1 ноября, то последствия будут не такими глобальными, какими бы могли быть, уверен Клещев.

— Первое время рост цен для тех, кто будет пытаться купить импортный автомобиль по новым правилам, будет существенным. В первую очередь пострадают те, кто выбрал более мощную машину или электромобиль. Но уже с начала 2026 года в связи с вступлением в силу новых правил работы такси (в большинстве регионов страны для включения в реестр такси авто должно будет иметь 3200 баллов локализации или быть выпущено по СПИК, заключенному в 2022–2025 годах) с 1 марта начнутся вывод «неподходящих» машин и их продажа на рынке, что частично компенсирует текущие ужесточения. В любом случае первое время после введения новых норм объем импорта машин, не подпадающих под льготы, сильно сократится, дальше рынок начнет искать механизмы обойти новые правила, и в случае успеха поставки возобновятся, так как спрос на такие автомобили никуда не денется, — предполагает Дмитрий.

Российский рынок автомобилей переживает очередной виток трансформации. Да, первые эффекты новых мер ощущаются болезненно. Но, по мнению Клещева, именно сейчас формируется фундамент для будущего роста.

— Российский рынок силами государства пытается повторить тот же рывок, что случился после 2014 года с сельских хозяйством и пищевой промышленностью. Можно вспомнить, как в то время пренебрежительно говорили о российских сырах, и как изменилось их производство сегодня. Получится ли сделать то же самое в более сложном сегменте, станет ясно в ближайшие годы, — считает пермский экономист.

До повышения — успеть все

Однако многие, кто купил автомобиль, боятся не успеть завезти его в Россию до установленного срока. Дмитрий Клещев предполагает, что таможенные органы при этом не будут торопиться обработать резко увеличившийся объем импорта в оставшиеся недели.

К слову, 8 октября СМИ сообщали, что на сайте ЭПТС произошел сбой. Это могло случиться как раз из-за планируемого повышения утильсбора. Дело в том, что россияне стали массово заказывать авто из-за границы, чтобы успеть оформить их по льготной цене, что значительно увеличило нагрузку на базы данных. Почти 30 тысяч электронных паспортов транспортных средств, выданных после 18 сентября, были аннулированы. Позже проблему решили, и документы восстановили.

Также SHOT (18+) писал о том, что из-за планируемого повышения утильсбора может подорожать ремонт машин, собранных в Китае. В случае вступления новых правил расчета утильсбора ввоз станет бессмысленным. В итоге часть китайских брендов, вероятно, уйдет с рынка. Следом исчезнут централизованные поставки запчастей и склады для гарантийного обслуживания — детали придется искать вручную. «Расходники» подорожают примерно на 20%, а кузовные элементы могут подскочить вдвое. Под угрозой марки, которые завозились в небольших объемах: Zeekr, BYD, Avatr, Denza, Ora, Oting, Xiaomi, VGV и Rox.

Отметим, проект на федеральном портале проектов нормативных правовых актов набрал более 128 тысяч дизлайков, а 11 октября жители Владивостока вышли на согласованный митинг против инициативы, также создаются соответствующие петиции.

При этом сегодня, 14 октября, стало известно, что первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу оперативно проработать возможность переноса сроков введения новых правил расчета утильсбора на легковые автомобили, сообщает «Интерфакс» (18+).