С 2025 года в Пермском крае начинается реализация новой телемедицинской программы «Пациент – врач», которая обещает изменить правила игры в сфере здравоохранения.
Как это работает?
В Прикамье телемедицина уже давно зарекомендовала себя, как рабочий инструмент. Однако в последние годы она функционировала в формате «Врач - врач», когда работники медицинской сферы из удаленных территорий края могли связаться с краевыми коллегами и получить консультацию. Только за 2024 год зафиксировано порядка почти 58,5 тыс. подобных случаев, в том числе проведено около 3,5 тыс. консультаций с специалистами из национальных медицинских исследовательских центров.
Многие врачи отмечали, что для полного понимания причин заболеваний и недугов в некоторых случаях нужно общаться напрямую с пациентом, а лучше его «вести». Так говорят специалисты, когда сопровождают больного на всем пути лечения. Исключения из правил были. Например, «Звезде» удалось найти историю жителя Чернушки, который долгие годы ходил по местным больницам и жаловался на больное сердце. Ему прописывали лекарства, делали кардиограммы, назначали другие обследования. Оказалось, лечили не от того.
Не наездишься, да и не надо
После направления мужчины в краевую кардиологию выяснилось, что причина недомоганий - опухоль, а не проблемы с сердцем. Операцию необходимо было проводить немедленно. После нее, как и полагается – долгая реабилитация с сопровождением врача. Но незадача – живет мужчина не в краевой столице, а паре сотен километров от нее. Цена билетов - почти две тысячи туда-обратно.
- Да и годы уже не те, раньше бойко бегал, сейчас уже хожу, опираясь на палочку. По три-четыре часа в автобусе или в такси сложно переносить. А уезжать на время лечения в Пермь невозможно, дома печку надо топить, да и хозяйство не на кого оставить, – поделился Андрей Семенович (имя и фамилия изменены, - ред.)
В таких исключительных случаях пермские врачи и используют телемедицину. Например, во время сеансов видеосвязи чернушинцу уменьшают или увеличивают дозу препаратов, объясняют, как установить катетер, следят за общим состоянием и симптомами.
Придет и к вам
С 2025 года аналогичную помощь сможет получать большее количество пациентов, в частности, это коснется людей с хроническими заболеваниями, которым требуется постоянное наблюдение и консультации специалистов.
Важно отметить, что первичный прием пациентов по-прежнему будет проходить в очном формате. Однако последующее наблюдение участковых и узких специалистов может осуществляться с использованием дистанционных технологий. Это позволит значительно сократить время ожидания консультаций и улучшить доступность медицинских услуг.
Внедрение телемедицинских консультаций в Прикамье поддерживает федеральную стратегию цифровизации здравоохранения, рассчитанную до 2030 года. Профильное краевое министерство уже активно работает над выбором подходящего программного обеспечения для реализации этой инициативы. Основные критерии выбора – доступность для пациентов и врачей, а также высокий уровень защиты персональных данных.
«Между специалистами минздрава и коллегами из других регионов ведется активное сотрудничество и обмен опытом. Выбор должен быть правильным, ведь здоровье жителей – главная забота медицинских работников Пермского края», – отметили в краевом ведомстве.

Без очередей и риска заразиться
В России телемедицина начала активно развиваться с 2018 года, когда вступили в силу поправки, регулирующие эту сферу. В пандемийные годы она начала набирать обороты, а позже появились инициатива внедрить ее во все российские объекты здравоохранения.
Удаленные консультации могут проводиться для сбора и анализа жалоб, профилактики, оценки эффективности лечения и наблюдения за пациентами, но не для постановки диагноза или назначения лечения.
Телемедицину применяют в различных областях медицинской помощи, включая первичную медико-санитарную помощь (консультации терапевтов, педиатров и фельдшеров), для консультации у узких специалистов, таких, как гастроэнтерологи или неврологи. В том числе по видеосвязи можно проконсультироваться со специалистами при травмах и острых заболеваниях, а также в случаях паллиативной помощи, когда, к примеру, родственники или близкие обеспечивают уход за неизлечимо больными.
Онлайн-консультации могут проводиться как в экстренных, так и в плановых случаях. Врач и пациент идентифицируются через систему «Госуслуги», а консультация проходит с использованием аудио- или видеосвязи.
Как отметила врач пермской частной клиники Ольга Годовалова, в их учреждении уже проводились подобные консультации, но в рамках психологической помощи или при наблюдении за пациентами с ОРВИ. Сейчас же помощь жителям региона будет оказываться в более широком формате.
- Плюсов у программы множество и их даже не перечислить, многое мы увидим на практике, я уверена. Но среди ключевых причин – увеличение количества пациентов, которых удастся принять и проконсультировать. Они смогут быстро получить необходимую помощь, особенно если речь идет об экстренной или сложной ситуации. Думаю, это особенно актуально в условиях нехватки врачей в определенных территориях, - отметила Ольга Годовалова.