СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.01.2025
16+
Культура

Гражданская война Гайдара. 1922

Гражданская война Гайдара. 1922
А. П. Гайдар 1931 год. Издательство «Планета». Фабрика фотопечати. Москва, 1976 г.
  1. Культура
Безвозвратные потери Красной армии в Гражданской войне 1918-1922 года составили 939 755 человек. Потери со стороны вооруженных формирований противной стороны были аналогичными. Итого погибло около 2 миллионов людей, что составило 1,4 процента от всего населения России, плюс примерно 2 миллиона человек эмигрировали из страны.

Противостояние

Последний год гражданской войны оказался самым сложным и противоречивым для Аркадия Голикова. Это был период армейской службы в Енисейской губернии, где с февраля 1922 года он командовал участком Ачинско-Минусинского боевого фронта. Туда он был послан по приказу несмотря на то, что по направлению Тухачевского готовился к поступлению в академию Генштаба.

В Хакасии сложилась тяжелая обстановка: там уже два года действовал отряд местного казака Ивана Соловьёва, в котором насчитывалось около 200 человек – остатки колчаковских войск и банд уголовников. Отряд был неуловим и опасен, ему активно помогало население. Местные власти попросили у Москвы 1500 бойцов. Но в столице подумали, что там просто не хватает умного командира, и выбор пал на Голикова.

Причем, послали его именно как прошедшего закалку в борьбе с партизанами на Тамбовщине и как «умеющего договариваться с местным населением». Чем поначалу Голиков и занялся, пытаясь наладить контакты с главарем банды Соловьёвым через посредников. Бывший есаул объявил себя командиром «Горно-партизанского отряда имени Великого князя Михаила Александровича», воюя под лозунгом «За освобождение инородцев» (так называли в Российской империи представителей малых народностей).

Слава Соловьёва, именовавшего себя «императором тайги», была столь велика, что он стал героем хакасского фольклора. Участок, который был отведен Аркадию Голикову, имел площадь сто на сто километров, то есть размером примерно с Кипр. Под его началом оказалось около 200 человек, распределенных по сибирской глухомани. Фактически же с ним находилось около 40 человек с пулеметом. Воевать приходилось в отсутствии телефонной и телеграфной связи. И даже без лыж – и это зимой в тайге.

Контакт с местным руководством осуществлялся через фельдъегерей, которые привозили приказы от начальства и увозили донесения. Один из них сопровождал командира круглосуточно – присматривал. Сибирское начальство невзлюбило посланца Москвы, для них он был просто столичным юнцом. Прямой начальник Голикова Кудрявцев регулярно писал на него доносы в ГПУ. В них молодого командира обвиняли в неоправданной жестокости, приводили жуткие факты самоуправства.

Несмотря на противодействие начальства, Аркадию удалось разгадать секрет непобедимости Соловьёва: у того была разветвленная разведывательная сеть, на него работали старики, калеки и даже дети, для усиления психологического давления он использовал своих двойников. Голиков занялся перевербовкой, внедрил в банду своих агентов. Последнее обстоятельство вызвало у енисейского начальства подозрения в сговоре командира с бандитом. Смехотворно: ведь благодаря действиям отряда Голикова Соловьёв из «императора тайги» превратился в загнанного зверя. Он был готов сдаться вместе с награбленным, но только Голикову, остальным он не доверял! И, видимо, не зря.

Вот тут-то и отозвали Аркадия в Красноярск. На него были заведены уголовные дела ЧОНом, ГПУ, прокуратурой и парткомиссией. Каж­дая инстанция вела самостоятельное расследование. Факты не подтвердились, сомнительным был только случай с расстрелом без суда и следствия пятерых подельников Соловьёва. Дело в том, что гражданская война официально уже закончилась, и такие факты считались самоуправством.

Я не умею ничего, кроме того, как гоняться и рыскать с отрядом за бандою по горам, по тайге ли, или как перестроить колонну полка из резервной в походную

А. Гайдар. Из письма С. А. Семёнову и Н. Е. Болотовой

После трех недель рассмот­рения следователями его дел и ожидания возможного расстрела, Аркадий был оправдан всеми инстанциями. 18-летний командир доказал свою полную невиновность, причем, без адвокатов. Но его случай было решено обсудить на совместном заседании губкома и контрольной комиссии РКП(б). По итогам, в сентябре 1922 года Голиков был исключен из партии на 2 года без возможности занимать ответственные посты. Соловьёва задержали и убили без суда и следствия уже без Голикова в 1924 году.

Постфактум

Через 70 лет неожиданно на Гайдара-Голикова обрушились обвинения в геноциде хакасского народа. В 1994 году вышла книга писателя Солоухина «Солёное озеро» (16+). Автор приписал к истории службы Аркадий Голикова в Сибири все возможные пороки – садизм, пьянство, насилие и главное, всё это – по отношению к народности хакассов.

Солоухин, чьей темой всегда была защита русской деревни, в те годы испытал сильное разочарование от перестройки, на которую возлагал большие надежды. Он был возмущен реформами правительства Ельцина – Егора Гайдара (внука Аркадия Петровича) – Чубайса, и свое раздражение как советской, так и постсоветской властью, выразил в злобных нападках на коллегу по цеху. Современники считали, что деду (Аркадию Гайдару) досталось именно за внука Егора Гайдара, которого не без оснований винили в губительной экономической политике.

На защиту честного имени Гайдара бросился литературовед Борис Камов. Он в течение 20 лет работал над книгой «Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров» (16+). В этом историческом детективе автор сопоставляет обвинения против Голикова с архивными документами и показаниями свидетелей, с которыми беседовал лично. Камов с фактами на руках доказал непричастность будущего писателя к обвинениям через десятилетия.

Хотя случаи зверства со стороны красных и были, но отнюдь не в то время, когда в Хакассии воевал Аркадий Голиков.

Буквенно-генетический код всех гайдаровских текстов: «Не бойся!»

писатель Михаил Елизаров

Дошло даже до того, что Гайдара обвинили в самоличном убийстве деда Амана Тулеева (казаха по нацио­нальности, родители которого были военнослужащими Красной армии). Но убивал же Голиков, по версии злопыхателей, – хакаса и белогвардейца?! Однако почти два десятилетия имя Гайдара полоскали на страницах печати.

Время для творчества

Хакасский период практически не получил отражения в творчестве Гайдара. Между тем, именно в 2022 году в Сибири Аркадий Голиков начал писать. Он всегда вел дневники, а здесь в Ужуре приступил к своей первой повести «В дни поражений и побед» (16+), художественно переосмыслив учебу на военных курсах и свои воспоминания о войне на Украине. Между рейдами и погоней за неуловимым Соловьёвым, будущий писатель занимался культуртрегерством – в глухом хакасском селе он поставил с местной молодежью пьесу «Горе от ума» (12+), текст по его просьбе прислали из райцентра.

Старейшины села поначалу запретили своим детям участвовать в «позорном» действе. Тогда Голиков выступил перед будущими актерами с лекцией о театре и пылко прочитал монолог Чацкого. Спектакль состоялся! Творчество настойчиво прорывалось сквозь кровавые военные будни.

Кино про Гайдара

Гражданская война Гайдара. 1922

Сибирская страница биографии писателя стала основой для художественного фильма «Конец императора тайги» (0+), который вышел в 1978 году. Автором сценария, в соавторстве с Павлом Лунгиным, выступил писатель и исследователь творчества Гайдара Борис Камов. Он разыскал в архивах и потом пересказал в сценарии обстоятельства поединка командира отряда частей особого назначения Аркадия Голикова и атамана Соловьёва. Это был один из первых художественных фильмов, посвященный личности писателя и первый, который снимали в Хакасии – в том самом месте, где происходили запечатленные фильмом события.

В главной роли снялся популярный молодой актер и режиссер Андрей Ростоцкий. Он запомнился в роли Николки в сериале по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных» (12+), а также ролью легендарного партизана времен отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова в фильме «Эскадрон гусар летучих» (6+). Его противника – императора тайги – сыграл актер Иван Краско. В фильме звучит музыка Евгения Крылатова.

У режиссера Владимира Саруханова получился настоящий вестерн времен гражданской войны. По сценарию при помощи своей разведчицы молодой хакаски Насти, Голиков обнаруживает базу Соловьёва и уничтожает бандитов. Фильм «Конец императора тайги» получил приз на 12-м Всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, за лучшую роль награду получил актер Андрей Ростоцкий.