Как отмечает Дмитрий Теплов, генеральный директор Краснокамского ремонтно-механического завода, одной из причин проведения экскурсий на заводах является привлечение кадров: «Сейчас компании заинтересованы в том, чтобы обратить внимание подрастающего поколения на промышленные предприятия, в частности – машиностроительные».
Заводы региона активно работают над привлечением молодежи, начиная с ранних классов. «Ранее мы обращались, в основном, к выпускникам вузов и техникумов, сейчас же мы начинаем приходить в школы», — добавляет Дмитрий Теплов.
Для привлечения молодежи завод инициировал и интересные проекты, направленные на привлечение молодёжи на заводы, к примеру «День карьеры» и инженерные хакатоны, которые позволяют школьникам и студентам не только ознакомиться с профессиями, но и попробовать себя в них.
Аналогичной идеи придерживается и компания «Меридиан», которая подключилась к развитию промтуризма в регионе в 2020 году. По мнению представителей производств, завод у молодежи ассоциируется с тяжелым трудом, которым занимаются те, кто плохо учился. Промышленники объясняют, что сегодня ими востребованы квалифицированные кадры.
«Сейчас, если ты хорошо учишься, то попадаешь на завод, — уточняет Светлана Скуридина, менеджер по внутренним коммуникациям компании «Меридиан», — Наша задача — познакомить молодёжь с современным производством и показать, что завод — это интересно и круто».
Такой подход позволяет не только формировать интерес к профессиям, но и развивать долгосрочные связи между предприятиями и молодежью, отмечает Светлана Скуридина. В следующем году компания планирует запустить программы для бизнес-туризма. Эта деятельность будет направленна уже на создание последующих коммуникаций и партнерства с ведущими промышленниками страны.
«Мы сами являемся активными участниками подобных туров на другие предприятия России. Акселератор, в котором мы принимаем участие создает определённое сообщество. Это позволяет обмениваться опытом с коллегами и налаживать связи для дальнейшего сотрудничества», — отмечает Светлана Скуридина.
Большая часть предприятий региона только октрывает для себя возможности промтуризма. А некоторые из 170 пермских заводов и производств уже давно зарекомендовали себя, как новаторы в данной сфере. Речь идёт о кондитерской фабрике «Пермская», крупнейшем производителе сервисных роботов в Европе «Промобот», Morion Digital, который входит в ТОП-5 лучших технопарков России, производстве ракетных двигателей первой ступени АО «Протон-ПМ» и предприятий группы «ЛУКОЙЛ».
Сейчас пермяки могут посетить такие экскурсии, как «Пермский Байконур» и «Дорога в космос» на производственной площадке «Протон-ПМ». Увидеть, как производится спортивная одежда и обувь на заводе «ТРЕК», посетить осетровую ферму или узнать, как производят купюры, которыми пользуются жители всей России.
«Мы видим, что пищевые предприятия начинают активно заходить в эту сферу, ранее они относились к этому скептически. Видя положительные результаты экскурсионной деятельности, многие из них меняют свое мнение», — сообщила Ольга Чудинова, куратор региональной команды в Акселераторе АСИ по промышленному туризму, в интервью медиагруппе «МАГМА» на ПИПФ-2024.
По ее словам, в этом году в программе обучения промтуризму участвуют более 30 предприятий, включая такие крупные компании, как «ЕвроХим» и «Новомет-Пермь». За 4 сезона акселератора обучение прошли более 40 промышленников, которые уже сейчас проводят экскурсии на предприятия, в том числе и компания «Меридиан».
Программа «Открытая промышленность» АСИ обучает представителей предприятий, как правильно принимать туристов и строить экскурсии. «Это не только заработок, но и продвижение продукции, а также профориентация для подрастающего поколения», — утверждает Ольга. В этом году к обучению были привлечены и муниципалитеты.
«Это актуально для таких территорий, где нет крупных производств, но к примеру, есть «крепкие» представители среднего бизнеса – например, как в Кунгуре. Мы обучаем представителя муниципалитета для того, чтобы он стал связующим звеном и выстроил промышленный маршрут для туристов», — сообщает куратор региональной команды в Акселераторе АСИ по промышленному туризму.
Отметим, что по итогам премии Russian Travel Awards Пермский край занимает второе место в России по развитию промышленного туризма, а также 3 место в России по внедрению передовых IT технологий.
Промышленный туризм сейчас один из приоритетных видов туризма в Пермском крае и способствует реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства, отметили в региональном Минтуризма.
«Зародившись ещё во времена СССР, он был незаслуженно забыт, и сегодня вновь обретает свою популярность и востребованность. С разработкой профессионального стандарта «Специалист по промышленному туризму» мы сможем сформировать команду профессионалов, способных достоверно и грамотно представлять информацию о достижениях, технологических процессах, брендах и продукции, формируя тем самым новый имидж современной российской промышленности и региона, продвигать отечественных производителей, решая основную задачу - сохранения и преумножения человеческого капитала», – сообщила изданию «Звезда» министр по туризму Пермского края Юлия Ветошкина.
В регионе разработаны и внедрены экскурсионные маршруты на передовые производства: Предприятия пищевой и химической промышленности, добывающей отрасли. Открыты для посещения инновационные IT-компании и технопарки. Особое внимание стоит уделить экскурсиям на калийную промышленность, ведь 97% всех удобрений в России производится именно в Пермском крае.