Михаил Швейцер появился на свет в 1920 году, отец его был актером в любительской труппе, а мама юристом. В Перми они жили недолго, через некоторое время после рождения Михаила семья уехала в Харьков, а затем в Москву. Михаил Швейцер учился в школе, а в крутые 30-е годы его отца арестовали.
Много позднее кинорежиссер вспоминал о том времени: «Был Сталин, и все они были, а я возрастал. Отца моего сажали, он был в лагерях, а я возрастал. То время – это я. Оно меня сделало. Многие говорят, что они не так жили, они понимали, что все это ложь. Ругайся не ругайся, вырывай на себе волосы, от времени не уйдешь. Отказываться надо не от того времени, а от себя, рвать волосы на себе, а не на ком-нибудь другом».
В 1939 году Всесоюзный институт кинематографии объявил впервые за много лет прием на учебу, но почему-то зимой. И туда ринулись те, кто не попал в театральные училища, на филологические факультеты и не преуспел в изучении прочих гуманитарных наук. После экзаменов, которые Михаил Швейцер успешно выдержал, начались занятия. Первые прошли в феврале.
К группе будущих режиссеров пришел Сергей Эйзенштейн. Для Швейцера этот знаменитый деятель искусства стал наставником и учителем на долгие годы, даже когда окончилась его учеба во ВГИКе.
«Я приходил к нему на квартиру на Мосфильмовской улице, – писал позднее Михаил Швейцер. – Он меня заставлял ползать там по полкам и под полками. И смотреть все, что у него есть из области и художественной литературы, и, главное, из области изобразительных искусств. Я до сих пор помню, где у него что стояло».
А вскоре началась война. Швейцер вместе с «Мосфильмом» уехал в Алма-Ату, а его мать, кстати, была эвакуирована в Пермь. В Казахстане будущий режиссер был ассистентом на многих картинах и продолжал учиться, так как ВГИК тоже уехал из Москвы. В 1943 году он окончил режиссерский факультет и начал работать самостоятельно, но поначалу снимал документальные фильмы на Свердловской киностудии.

В 1948 году вместе с однокурсниками Михаил Швейцер создал свою первую художественную кинокартину «Путь славы». В ней рассказывалось о юной деревенской девушке, приехавшей в город, чтобы исполнить свою мечту – стать машинистом паровоза. Конечно, кроме обязательной производственной темы, здесь была и любовь. Швейцер, снимавший этот фильм вместе с однокурсниками, никак не мог уловить, поймать центральный момент картины. И чтобы снять все верно и правильно, он обратился к Эйзенштейну.
Маститый коллега быстро разрешил все сомнения начинающего режиссера. Он пояснил, что снимать «Путь славы» надо в той же тональности, как и «Анну Каренину». То есть и там, и тут треугольник «она, он и паровоз». После этого фильм был снят и даже пользовался неким успехом.
Но вскоре производство кино в Советском Союзе было резко сокращено, и Михаил Швейцер подрабатывал, сочиняя рецензии и отзывы на сочинения, присылаемые в Москву со всей страны.
В 1954 году фильмов стали снимать больше. Швейцер выпустил яркий приключенческий фильм «Кортик» (6+) по повести Анатолия Рыбакова. Затем вышла драматическая картина «Чужая родня» (12+) с Николаем Рыбниковым и Нонной Мордюковой. Здесь жизненная трагедия была круто замешана на противостоянии активного комсомольца и родителей его любимой жены. Они были против колхозов и не любили зятя.
Картина была успешной, и Михаил Швейцер продолжил тему конфликта в деревенской жизни, ломки старого быта и строительства новой жизни. Однако этот фильм признали «идейно порочным», в прокат он не вышел. Зрители увидели его лишь через много лет, на излете существования советской власти. На Швейцера стали косо смотреть начальники. Он, доказывая что на самом деле ошибся, снял революционный фильм «Мичман Панин» (12+) с блистательным Вячеславом Тихоновым.
Потом, решив, очевидно, что лучше не задевать больные вопросы социалистической реальности, Михаил Швейцер стал делать просто хорошие фильмы. Он экранизировал «Воскресение» Льва Толстого (16+), где сверкали Тамара Семина и Евгений Матвеев. Потом было «Время, вперёд!» (12+) о возведении металлургического комбината. Этот фильм, кстати, давно и прочно забыт, но ярчайшая музыка из него, написанная композитором Свиридовым, знакома, наверно, всем.

Потом был «Золотой телёнок» (12+) с Сергеем Юрским в роли Остапа Бендера, «Бегство мистера Мак-Кинли» (12+), где блистали Банионис, Алла Демидова, Владимир Высоцкий и другие. Легендарной картиной стали «Маленькие трагедии» (12+), снятые по произведениям Пушкина. Великолепный подбор актеров, музыка, тщательная подготовка к съемкам и филигранная режиссура привели к тому, что этот фильм смотрят и сейчас с удовольствием.
Скончался наш знаменитый пермяк в 2000 году и был похоронен в Москве.