СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
18.05.2024
16+
Культура

300 историй Перми: Пермская мистика, пророчества, легенды

300 историй Перми: Пермская мистика, пророчества, легенды
Музей пермских древностей знакомит с доисторическим периодом Перми / Александр Давыдов
  1. Культура
Пермская мистика, пророчества, легенды

Два Михаила

Так случилось, что Пермь оказалась связана с началом и концом династии Романовых. С пресечением правления Рюриковичей в 1598 году в России наступили Смутные времена, сопровождавшиеся чередой самозванств, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами. Власть фактически узурпировал опекун последнего из Рюриковичей Федора II Борис Годунов. Боясь соперничества с набиравшими силу московскими боярами, когда уже и народ кричал: «Романовых на царство!» – он жестоко расправился со всем семейством. Одного из них, Михаила Никитича – реального претендента на российский престол, он сослал на самый край своих владений – в Пермский край.

Статен был Михаил и могутен и дюж,
Нрав веселый имел, откровенный,
Был и добр он, и щедр, и умен, а к тому ж
И лицом был красавец отменный.

(«Песня о Ныробском узнике», написанная пермяком Сергеем Ильиным)

В деревеньке Ныроб на окраине Пермской губернии в 1602 году после мучительного заточения в земляной яме боярин Романов скончался либо был убит своей стражей. Однако в истории победила эта фамилия, поэтому считается, что в заточение был отправлен не просто боярин, а дядя первого из царской династии Романовых избранного всесословным собранием – Собором – в 1613 году Михаила Федоровича. То есть должен быть царем Михаил – и стал Михаил.

Через 300 лет вновь наступила смута, и вновь на царствие призван Михаил. Великому князю Михаилу Александ­ровичу власть передал его старший брат Николай II, но он оставил право решать судьбу России всесословному Учредительному собранию. Отправленный в ссылку в Пермь он также погибает, убитый своей стражей – пермскими милиционерами. Так Пермь сыграла свою роль в судьбе династии Романовых, на правление которых история отвела три столетия.

Пермская катастрофа

Это название повторялось в истории Перми. Его использовали в военной историографии для обозначения события гражданской войны. 25 декабря 1918 года Сибирская армия без боя взяла столицу Пермской губернии, что стало крупнейшей победой белого войска. Красная армия бежала, оставив победителям крупные запасы бое­припасов и продовольствия, а также Пермские пушечные заводы. Местное население активно переходило на сторону белых.

Для советской власти дело усугубилось тем, что с приходом Колчака на территории Пермской губернии были восстановлены все государственные институты, работали банки, суды, университет. Так продолжалось полгода, вплоть до лета 1919 года. Следственная комиссия, возглавляемая Сталиным и Дзержинским, позднее ввела особый термин «пермская катастрофа». Так победу Колчака в пермской операции до сих пор и называют.

Так же именуют и самое большое вымирание в истории Земли, которое случилось во время пермского перио­да 250 миллионов лет назад. Тогда исчезло 95 процентов всего живого, и наша планета могла уподобиться тысячам мертвых космических тел. The Greatest Mass Extinction of All Time или величайшее массовое вымирание всех времен называют «Пермской катастрофой». По непонятным до конца причинам в воздухе катастрофически рухнуло содержание кислорода, упал уровень соли в морях и океанах, почти исчезла почва, которая формировалась 200 миллионов лет. Это был не первый, а седьмой, но самый близкий к нам по времени процесс в истории планеты. Который был всего лишь еще одним эволюционный шагом в развитии Земли и дал толчок развитию новых форм жизни.

Вижу над Пермью чёрный крест

В 1890 году благочестивое кунгурское семейство прибыло к отцу Иоанну Кронштадтскому за благословением. Узнав, что они из пермских земель, батюшка произнес страшное знаменование: «Над Пермью висит черный крест», никак его не объяснив. К тому времени протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте был весьма почитаем за свои страстные проповеди, чудесные исцеления, беспримерную благотворительность. Позже, в 1904 году, Иоанн Кронштадтский посетил Пермь по приглашению пермского губернатора Наумова.

Обстановка была тревожной: ширилось забастовочное движение, возникали волнения среди крестьян. Для мирного разрешения непростой ситуа­ции и был приглашен в Пермь кронштадтский пастырь. Он провел литургию в кафедральном соборе, где призвал хранить православную веру. А в дневники записал: «Россия, если отпадешь от своей веры, то не будешь уже Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок. Бог отнимет благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

На территории Пермской губернии уже через несколько лет разыгрались воистину трагические события. Здесь, в Екатеринбурге (тогда уездном городе), была расстреляна семья помазанника Божьего Николая II, а в Алапаевских шахтах (уезд Пермской губернии) мучительной смертью погибли великая княгиня Елизавета Федоровна, пятеро князей Романовых и их приближенные. За годы красного террора погибли 183 священнослужителя. Свершилось пророчество Иоанна Кронштадтского, должно последовать покаяние.

14 сентября

Эта дата дважды трагически повторялась в истории Перми. В 1842 году Пермь постиг страшный пожар, которому предшествовала цепь необъяснимых событий, поджогов и подметных писем, в которых упоминалось 14 сентября и угрозы, что «сия город будет сожжен». Горожане приняли меры, был организован круглосуточный караул. Пермяки обходили улицы с перекличкой: «Слушай! Послушивай! Посматривай!». День 14 сентября был воскресным, отмечался праздник Воздвижения Креста Господня. Но благовест быстро сменился зловещими звуками набата. Город загорелся с двух концов, сильный ветер способствовал распространению огня.

Пожар охватил весь центр, который тогда находился в районе Разгуляя, вплоть до улицы Кунгурской и продолжался до полудня 15 сентяб­ря. Огонь полностью уничтожил 300 зданий. Сгорели дома пермской знати, дворец генерал-губернатора, дума, присутственные места, аптека и гимназия. Впоследствии выдвигалось несколько версий поджога: подозревали пермских кантонистов, ссыльных поляков и даже екатеринбургских купцов. Но наказали только пермского полицмейстера, отвечающего за тушение пожара: его отстранили от должности.

Большая трагедия в Перми повторилась в воскресенье 14 сентября в 2008 года. В центре города рухнул Boeing 737, выполняющий регулярный рейс из аэропорта Шереметьево. При заходе на посадку в пять утра самолет спикировал в районе железнодорожной линии на границе Индустриального и Свердловского районов, в 200 метрах от ближайшего дома. Лайнер полностью разрушился, все 88 человек на его борту погибли. Среди них находились граждане девяти иностранных государств и генерал-полковник Геннадий Трошев, Герой России, в прошлом командующий федеральными силами на Северном Кавказе.

Конспирологические версии авиакатастрофы упоминают командира воздушного судна Родиона Медведева – однофамильца тогдашнего Президента России, чей день рождения приходится на 14 сентября. А также предполагают, что целью несостоявшегося теракта был нефтеперерабатывающий завод, это привело бы к катастрофе. При этом вспоминают историю 2002 года, когда сразу два самолета, вылетевших из Москвы в Пермь, передали сигнал о захвате бортов террористами, что вызвало ряд чрезвычайных мер, предпринятых губернатором Юрием Трутневым. Те самолеты приземлились благополучно. Не было ли это предзнаменованием будущей трагедии?

Бешеный автобус

19-го октября 2009 года автобус 67 маршрута пронесся под горку по Комсомольскому проспекту со скоростью около 100 км в час, разбил при этом 19 машин, ожидавших в это время зеленого сигнала светофора. У автобуса отказали тормоза, чувствуя неладное, водитель даже открыл дверь, чтоб пассажиры выпрыгивали на ходу. Одну иномарку автобус протащил полкилометра и остановился только у художественной галереи, прямо у памятника святому Николаю Чудотворцу, небесному покровителю Пермского края. Удивительно, но в этом происшествии никто не погиб. Еще весь мир аплодировал видеозаписи с пермским студентом Виталием Перевозчиковым, который в это утро чудом избежал гибели, просто ускорив шаг на пешеходном переходе перед потерявшим управление автобусом.

В истории Перми был еще и бешеный трамвай! 2 июня 2012 года около 11 часов утра после поворота с улицы Пушкина на Борчанинова у трамвая маршрута № 8 отказали тормоза. Сначала участником столкновения в районе магазина «Универсам» стал автобус. Вагон врезался в заднюю часть салона и протащил его до Фео­досиевской церкви. Остановил трамвай только джип, который столкнулся с ним на перекрестке с улицей Ленина. Также обошлось без жертв.

«Ходить будут дикие звери…»

Даже самых благонадежных пермяков в 1930-е годы огорчила история с разорением Архиерейского кладбища и устройство на его месте зоосада. Курсанты Пермской авиационной школы летом 1931 года вынесли или зарыли могильные плиты и памятники, разобрали ограды и установили клетки с животными, которые первое время стояли вперемежку с могилами. Архиерейский сад, который находился за Спасо-Преображенским собором, служил местом памяти именитых пермяков, там было около 500 захоронений. Среди них – пермские губернаторы, герои Отечественной войны 1812 года, почетные граждане Перми, дворяне, купцы, архиереи. Похоронен здесь был и епископ Пермский и Верхотурский Иоанн Островский (1745–1801).

Владыка Иоанн при жизни запомнился как человек высоких духовных качеств. Известно, что он имел обыкновение служить панихиды у могил пермяков на Архиерейском кладбище. В 1930-е годы получило распространение предание о том, что Преосвященный Иоанн перед смертью произнес пророческие слова: «По мне будут ходить дикие звери». Так в народной памяти отразился факт почитания о. Иоанна как святого, предвидевшего разорение собственной могилы и могил именитых пермяков. Острая боль от разрушения погоста со временем изгладилась в памяти горожан. Однако некоторые пермяки продолжали посещать места захоронения родственников. Одна из таких могил находилась как раз под клеткой любимца пермской публики – слона Джонни. В 2011 году он умер. Пермский зоопарк, который до сих пор находится на месте кладбища, опуб­ликовал некролог 46-летнему Джонни.

Пирог с черепом

Этой пермской легенде более 150 лет, впервые она упомянута в литературных источниках в 1866 году. Рассказывали о зловещем доме на углу Петропавловской улицы и Театральной площади, который так никогда и не был достроен. Причиной рождения легенды был жестокий характер его владельца – советника уголовной палаты Елисея Леонтьевича Чадина. Задумав строить жилище, он экономил на материалах и посылал работников по ночам воровать могильные плиты с Егошихинского кладбища.

Среди прислуги были беспаспортные, которых нетрудно было забрать для своих нужд сотруднику уголовного суда. За грешные дела, которые совершались по приказу хозяина, они люто его ненавидели. И решили в день его именин приготовить зловещий сюрприз. Был испечен пирог огромных размеров. Четверо слуг внесли его в гостиную, где собрались высокопоставленные гости, и тут же скрылись за дверью. Когда хозяин снял с пирога стеганое покрывало, то увидел изображение черепа со скрещенными костями и неразборчивую подпись.

Ахнув от ужаса, гости пус­тились в бега, а сам Чадин упал замертво и вскоре скончался. По-видимому, одну из могильных плит установили в печь, она и отпечаталась на пироге. Дом Чадина стоял недостроенным лет пятьдесят, позже на его месте возвели здание Мариинской женской гимназии (ныне сельхозуниверситет ). А легенду о пироге с черепом еще долго повторяли местные жители.

Башня смерти

Нет никаких оснований называть здание УВД Пермского края «башней смерти». Однако такой мем существует с 50-х годов прошлого века, со времени его постройки. Рассказывали, что в стенах здания замурованы тела его строителей, что в подвалах есть пыточные камеры и подземный ход, соединяющий его со зданием тюрьмы, что сотрудники НКВД казнили там невинных людей и даже сбрасывали их с башни.

Из-за народной молвы не удалось осуществить мемориальный акт: в 2004 году на фасаде здания появилась вывеска «10 октября 1938 года образовано Управление НКВД Пермской области». Возмущению общественности не было предела, и через три месяца табличку сняли. На самом деле здание было построено для Министерства государственной безопасности (МГБ), оно вполне в духе времени, напоминает сталинские высотки. В этом стиле строили и в Москве, и в Харькове, и в Воронеже, и в Варшаве, и в Праге.

Рождению страшилок способствовало и то, что по прямой – на другом конце Комсомольского проспекта стоит здание бывшего кафедрального собора. Блестящее архитектурное решение – уравновесить два шпиля, воспринимается как противопоставление или угроза. Даже если вместо храма – художественная галерея. К тому же монументальный стиль сам по себе доминирует над средой: пятиэтажное здание УВД занимает целый квартал, его венчает 40-метровая башня. Одно это заставляет задуматься, а что же там может происходить. Еще есть версия, что название пришло из к/ф «Королевство кривых зеркал» (12+), который был весьма популярен. Юные героини фильма пробираются к башне Смерти, где находится их друг, приговоренный к казни. Открыть эту башню можно только специальным ключом. Дети, смотревшие фильм, выросли, а легенда осталась.

Никола Можайский

В Пермской художественной галереи есть деревянная скульптура, с которой связано множество легенд. Изваяние Николая Чудотворца – Николы Можайского – привезли из деревни Зеленки в 1920-е, когда исследователь древностей Н. Н. Серебренников организовал сбор деревянной скульптуры как образца народного искусства. С изоб­ражением святого, которого жители считали своим заступником, расставались с сожалением: устроили долгое прощание, отпели, затем обернули в белую простыню и уложили в гроб. Так и доставили изваяние в Пермь. По словам старожилов, они знали за своим святым одну странность: Никола Можайский оживал по ночам и ходил по окрестностям, стаптывая обувь. Поэтому ежегодно, в День Николая Чудотворца, ему приносили новую пару обуви и резиновые калоши.

В экспозиции Пермской художественной галереи Никола Можайский стоит на видном месте, в глаза бросается его объемная, широкоплечая фигура в натуральную величину. Кажется, он выходит навстречу врагу, держа в правой руке меч, а в левой реке – «град», так называют довольно точный макет Успенского собора Киево-Печерской лавры. Этот собор или «Великая церковь», взорванный немцами в 1941 году, считается прообразом всех монастырских храмов Древней Руси.

По преданию, Никола Можайский получил свое имя во время обороны города Можайск в XII веке. Тогда перед молящими о спасении жителями в небе возник образ святого с мечом и «градом» в руках. Враг отступил, город был спасен. В галерее обувь Николе Можайскому не меняли с 1926 года. Особо снашивать ее негде, из здания не уйдешь – сигнализация сработает. Хотя оставшиеся по служебной надобности сотрудники ночами слышат звук шагов. А собаки, которых иногда привлекают к осмотру помещений, рычат, приближаясь к деревянной скульптуре.

Пермские подземелья

В 2000-е годы в Перми появились диггеры – охотники за подземными ходами. И немало преуспели в этом деле, разведав адреса пермских подземелий. Глубокие проходы связывают набережную Камы и улицу Сибирскую, подземный ход найден рядом с рестораном «Кама», под гастрономом №1 и под Королёвскими номерами, в районе печатного салона «Гармония», на Решетниковском спуске и под бывшим пивзаводом на Сибирской. Получается, что в Перми была целая система гужевых ходов. Они позволяли купцам, не нарушая покоя и благоустройства улиц, доставлять товары с пристаней на берегу Камы в свои лавки и склады.

Ходы делались высокими и надежными, чтобы по ним могла пройти лошадь, запряженная в телегу. Это сводчатые, выложенные кирпичом коридоры. Загадочные проходы связывают также между собой Дом Тупицына (ныне – здание ФСБ) и Мариинскую гимназию (сейчас – сельхоз­университет). Диггеры обнаружили ходы под Егошихинским кладбищем, провал в старинные аптечные склады во дворах на улице 25 Октября и на Пермской, 45. Тайной окутано подземелье под Пермской художественной галереей. Вход туда прямо под алтарем, где якобы расположена усыпальница.

Мистически настроенные диггеры назвали это место капищем Чернобога – якобы они обнаружили там фрески со зловещими символами и старинную каменную кладку, оставшуюся от языческих времен. А вот легенда о подземных ходах в Мотовилихе относится к истории банды Лбова. Свои «эксы», акты экспроприации, она совершала в начале 20 века. Поймать разбойников не могли очень долго. Считалось, что они скрывались в подземных ходах, где и прятали награбленное. В целях безопасности все обнаруженные подземные проходы в Перми засыпаны.

Призрак ТЮЗа

Красивое здание детского театра принадлежало когда-то Елизавете Ивановне Любимовой, вдове бывшего городского головы И. И. Любимова. После революции решено было разместить в нем дом санитарного просвещения, а улицу назвали в честь Троцкого. Хозяйку выдворили, и она успела забрать лишь рубиновый браслет с бриллиантами – дар за ее благотворительность. Следы Елизаветы Ивановны, которую знала вся Пермь, теряются в 1918 году, неизвестно и место могилы. Возможно, это и породило слухи о бесприютном призраке, которое бродит по собственному дому много лет.

Легенда дожила до наших дней – артисты ТЮЗа часто замечали странные явления: внезапно гас свет, из костюмерной пропадали дамские платья времен 19 века. В конце концов видение начало навещать главного художника Юрия Жаркова. Об этом был снят фильм. Призрак еще раз напомнил о себе во время открытия мемориальной доски Е. И. Любимовой на здании театра. Официальные лица были очень удивлены, когда заело шнур, который держал покрытие арт-объекта. Елизавета Ивановна сопротивлялась до последнего, видимо, ее не устраивало столь скромное почитание ее имени. И правда, доску практически не рассмотреть, она находится в районе второго этажа. Кстати, покрытие тогда пришлось разрезать с большим трудом.