СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Кунгурская палитра: «В пленэре есть что-то спортивное»

Кунгурская палитра: «В пленэре есть что-то спортивное»
На выставке можно увидеть 144 работы 37 художников

Что общего между пикником, спортом и пленэром? И то, и другое, и третье происходит на свежем воздухе и сопровождается неким азартом. Вот и художники провели в некотором роде творческое соревнование по изображению с натуры города Кунгура. Итогом стала выставка «Кунгурская палитра» (0+), открывшаяся в Пермской Арт-резиденции. На выставке можно увидеть 144 работы 37 художников из Перми, а также произведения из коллекции Кунгурского музея-заповедника.

Кунгурское вдохновение

Как рассказали в Пермской Арт-резиденции, «Кунгурская палитра» – это выставка работ, которые связывает единое место, вдохновившее художников, – Кунгур. Старинный купеческий город всегда притягивал художников свои­ми бесподобными видами, становясь излюбленной локацией для пленэров, отметили организаторы. Местные пленэры получили большую популярность. Отмечается, что в 2007 году на арт-форум «Добрый город» приехали более 40 художников из Пермского края, Челябинской области и Екатеринбурга.

В 2008-м география участников форума расширилась. Тогда к нему подключились представители Союза художников из Москвы, Новосибирска, Суздаля, Кургана, Уфы. Примечательно, что на летней встрече были созданы этюды не только кунгурских пейзажей, но и села Каширино, Белогорского монастыря.

– История организованных пленэров получила продолжение в 2017-м по инициативе директора Кунгурского музея-

заповедника Сергея Мушкалова, к ним подключились студенты местного художественного колледжа и ученики школы искусств. Основной темой зарисовок тогда стали дворики, тихие провинциальные уголки города, – поделились историей кунгурских пленэров в Арт-резиденции.

В 2018 году участники пленэров отправились в село Калинино, а на следующий год появилась добрая традиция – устраивать по итогам пленэров выставку в Кунгуре на открытом воздухе. С перерывом на пандемийный 2020-й летние пленэры на Кунгурской земле проходят ежегодно.

Вместе с паломниками

О красивейших местах нашего родного края рассказала Любовь Малышева, художник, член Союза художников России.

– Для всех, родившихся в нашем крае, Кунгурская земля – это место силы! Взять хотя бы Белогорскую обитель. Паломники со всей нашей необъятной страны едут посмотреть на это чудо – среди лесов и долин возвышается храм необычайной красоты и величия! Еще в годы учебы в академии мной была задумана картина «Крестный ход на Белую гору». Два года над ней трудилась. А когда в 2007 году Сергей Мушкалов позвал меня на пленэр в Кунгур, я с радостью согласилась, – рассказала Малышева.

По словам художницы, с тех пор как Кунгурский музей-заповедник начал приглашать на пленэр, художники собирают команду профессионалов, работающих в разных жанрах.

– Примечательно, что для наших творческих экспедиций всегда выбираются очень живописные уголки Кунгурского округа: Насадка, Комарово, Серга, Калинино, Колпашники. С натуры пишем и памятники архитектуры, и памятники природы. Сам город Кунгур сохранил дух девятнадцатого века – творения зодчих, привлекающие многочисленных туристов и, конечно, нас, художников, – отметила Любовь Малышева.

Отточенные навыки

Своим взглядом на искусство пленэра с корреспондентом «Звезды» поделился ведущий научный сотрудник Пермской государственной художественной галереи Владимир Береснев. Эксперт отмечает, что в таких художественных мероприятиях присутствует и своеобразный спортивный дух.

– В пленэре есть что-то спортивное, оттачивание навыков, – обратил внимание искусствовед.

Именно этому, по мнению эксперта, уделяется большое внимание на пленэре.

– Здесь нужно прокачать какие-то навыки, – подчерк­нул Береснев. – И этот процесс проходит через глаз, руку, сердце.

Говоря о выставке, он выделил работы Юрия Николаевича Лапшина – переосмысленные, с деформацией натуры. Это – импрессионистский взгляд, уточнил эксперт.

Лапшин часто использует в своем творчестве модернистские приемы, и поэтому привычные, казалось бы, локации выглядят на его картинах весьма необычно. У каждого художника своя манера, есть свои особенности и правила при проведении пленэра, и хорошо было бы, если каждый зритель был немножечко искусствоведом. Так, чтобы в полной мере получить удовольствие от выставки, нужно погрузиться в кухню пленэра, считает ведущий научный сотрудник ПГХГ.

С тюбиком наперевес

Наверняка многие помнят художника Тюбика из книги Николая Носова о приключениях Незнайки. И тюбик здесь – ключевое слово. Как известно, до эпохи расцвета импрессионизма художники писали свои произведения преимущественно в студиях, где сами смешивали краски для будущих шедевров. И лишь после изобретения краски в тюбике стало возможным выезжать на природу, бросив в сумку компактный этюдник и набор тюбиков с красками. Благодаря этой технологии мы можем теперь любоваться и причудливыми по колориту пейзажами Константина Коровина, и атмосферными сериями с видами стогов Клода Моне, и нашей «Кунгурской палитрой».

Напоследок хочется обратить внимание на картину Виктора Остапенко, словно бы обобщающую разные ракурсы и разные прочтения пейзажа в формате пленэра. В работе «Город Кунгур» мы видим уютный патриархальный уральский городок, куда хочется приехать самому, погостить и, может, остаться тут навсегда. Вид сверху на город напоминает нам о творчестве знаменитого советского пейзажиста Мартироса Сарьяна, который с годами, изображая родные места, все выше и выше поднимал точку обзора, а в итоге и вовсе представил нам Землю из космоса.

 

Сергей Крюков

Фото: Владимир Бикмаев