Скандал с группой инвалидов-колясочников из Екатеринбурга, которые летом прошлого года приехали в Пермь для участия в мастер-классе по спортивным танцам и не смогли попасть в забронированные для проживания номера отеля «Прикамье», вызвал резонанс. Прошла проверка отеля прокуратурой, выполнена экспертиза состояния здания, но пока заметных результатов этой деятельности не видно. Сегодня представители группы инвалидов просят проверить отель на соответствие требованиям безопасности граждан, в том числе – антитеррористической. Основания для такой тревоги есть.
Проверки и экспертизы
Эту позорную для индустрии пермского гостеприимства историю мы уже рассказывали в номере № 28 за 2023 год. Напомним, в период празднования 300-летия Перми, в начале июня 2023 года, группа танцоров-колясочников из Екатеринбурга приехала в Пермь для участия в мастер-классе по спортивным танцам. Гости из соседнего региона заранее забронировали номера в отеле «Прикамье», но не смогли переступить через его порог.
Выяснилось, что несмотря на заявленный уровень отеля «три звезды», в нем не только не создано никаких условий для проживания инвалидов-колясочников, но не обеспечена даже возможность элементарно попасть в здание. При бронировании группу никто об этом не предупредил, хотя в заявке было ясно указано, что номера требуются для колясочников. В результате инвалиды были вынуждены среди ночи искать другую гостиницу.
Один из организаторов поездки, сопровождавший группу предприниматель из Екатеринбурга Алексей Черешков был возмущен и направил в прокуратуру Пермского края обращение по фактам грубейшего нарушения АО «Отель Прикамье» законодательства об обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
Прокуратура Ленинского района 30 июня 2023 года провела проверку и ожидаемо нашла нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. В отношении директора гостиницы Аркадия Левина было возбуждено административное дело, по которому он получил небольшой штраф, а в отношении отеля в начале июля вынесли представление об устранении нарушений. Был установлен срок исполнения – один месяц, то есть до начала августа 2023 года.
Если вы думаете, что к этому сроку руководство привело здание в порядок, то ошибаетесь. В начале августа руководство отеля прислало в прокуратуру Ленинского района письмо, в котором сообщалось, что на выполнение всех работ по приведению здания в соответствии с законодательством потребуется время.
Обеспечение доступной среды для инвалидов – задача государственного значения
«Руководством акционерного общества представление было рассмотрено, приняты необходимые меры для устранения нарушений. Часть нарушений были устранены, на устранение всех нарушений потребуется время. Сложность представляет то, что здание гостиницы расположено в объекте культурного наследия… поэтому реконструкция крыльца, в том числе наружной лестницы, требует согласования с Инспекцией по охране объектов культурного наследия», – говорится в письме и добавляется, что составлен некий «План мероприятий по устранению нарушений».
В конце декабря 2023 года из отеля в адрес прокуратуры поступило сообщение, что нарушения устранены. Надзорное ведомство сообщило представителю Алексея Черешкова, что намерено проверить, так ли это на самом деле, но никаких конкретных сроков проверки не указало.
В то же время осенью 2023 года на фоне этого скандала техническое состояние здания решил проверить департамент градостроительства и архитектуры (ДГА) администрации Перми. Экспертиза ДГА нашла такой объем нарушений норм эксплуатации здания с точки зрения строительной, технической и пожарной безопасности, что стало понятно, что речь идет уже не просто об обеспечении доступности здания «Прикамья» для инвалидов, но и в целом о потенциальной угрозе здоровью и жизни его постояльцев. Вот почему Алексей Черешков решил обратиться в антитеррористическую комиссию при губернаторе Пермского края.
При чём тут антитеррор?
Тут может возникнуть вопрос: почему сопровождавший группу инвалидов-колясочников Алексей Черешков решил обратиться именно в эту инстанцию? Где отель, а где антитеррор?
Дело в том, что по утвержденным постановлением правительства России от 14 апреля 2017 года требованиям к антитеррористической защищенности гостиниц отель «Прикамье» относится к гостиницам второй категории опасности. Требования устанавливают, что антитеррористическая защищенность гостиницы обеспечивается в том числе путем оборудования гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны. Во время проведенной ДГА проверки технического состояния здания отеля «Прикамье» было установлено большое количество нареканий к состоянию здания, а значит, есть и вопросы к его безопасности.
«Проверка здания гостиницы показала, что ранее выявленные прокуратурой нарушения до сих пор не устранены. Это свидетельствует о циничном и безразличном отношении руководителей АО «Отель Прикамье» не только к закону и своим прямым обязанностям, но и к безопасности граждан», – указано в обращении Алексея Черешкова в комиссию.
В экспертизе ДГА сказано, что здание построено 60 лет назад. О том, что за это время оно капитально ремонтировалось, сведений нет. При этом в здании ведут деятельность 12 компаний, в том числе ресторан, магазин, кафе и другие, куда постоянно приходят люди. Только перечисление дефектов здания в акте экспертизы занимает несколько страниц. Среди них – трещины в стенах подвала, между перекрытиями и на фасаде, коррозия арматуры, проникание влаги через перекрытия, провисание трубопроводов, повреждение теплоизоляции и многое другое. Значительная часть дефектов относится не только к помещениям отеля, но и к ресторану с магазином.
Что касается номеров и санитарно-бытовых помещений, приспособленных для инвалидов, то в отеле их не выявлено вовсе. Поэтому непонятно, как вообще в «Прикамье» могли принять заявку на размещение группы инвалидов-колясочников. В целом по результатам экспертизы отмечаются «нарушения нормативных требований к безопасности передвижения внутри и снаружи здания (в том числе при эвакуации людей), к доступности здания для маломобильных групп населения».
Эксперты ДГА вынесли ряд рекомендаций, выполнение которых сможет обеспечить безопасность пребывающих в здании людей. Эти работы, по мнению экспертов, следует выполнить в течение года. В том, что к этим рекомендациям руководство отеля прислушается, есть большие сомнения. Ведь это – просто рекомендации, а, как видим, руководители «Прикамья» практически безнаказанно не исполняют даже предписания прокуратуры. Отписки, которые направляет в надзорное ведомство директор отеля Аркадий Левин, вероятно, принимаются на веру, хотя уже сейчас есть множество подтверждений тому, что все «мероприятия по устранению нарушений» могут быть косметической процедурой для отвода глаз.
Проведенное по заказу ДГА экспертное исследование здания отеля обнаружило множество существенных недостатков. Фото: акт исследования ДГА
Не хочу – значит не буду
Понятно, что капитальный ремонт довольно большого здания, каким является отель «Прикамье», – дело затратное. Возможно, у руководства и собственников отеля просто не хватает денег на приведение помещений в порядок? Это не так.
Как уже рассказывала «Звезда» в номере № 20 за 2023 год, несмотря на весьма скромные финансово-экономические показатели АО «Отель «Прикамье», благосостояние отдельных его руководящих сотрудников заметно растет. Например, по итогам 2022 года, согласно отчетности, АО «Отель Прикамье» получил убыток (96 млн рублей выручка, 109 млн рублей затраты), серьезно вырос фонд зарплаты отеля. Но вырос он только для двоих сотрудников. Из 65 млн рублей общего зарплатного фонда почти 35 млн рублей получили Аркадий Левин и один из его сыновей, также совладелец отеля. Вопрос о том, за какие такие заслуги эти два сотрудника на фоне глубокой убыточности общества стали получать миллионные зарплаты, сегодня рассматривает Арбитражный суд Пермского края.
То есть деньги у отеля есть. Эти 35 млн рублей, если их вложить в ремонтные работы, могли бы заметно улучшить состояние здания, обеспечить хотя бы основные меры безопасности для его постояльцев, а также возможности для обслуживания инвалидов. Но вместо того, чтобы это делать, руководство «Прикамья» просто беззастенчиво положило их в свой карман как «зарплату».
Что ж, законодательство ясно устанавливает: ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц возлагается именно на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы. Теперь остается дождаться реакции антитеррористической комиссии. Возможно, хотя бы на этот раз получится добиться от руководства АО «Отель «Прикамье» выполнения требований закона, пока это не удалось сделать представлениями надзорного органа.
Позиция районной прокуратуры по отношению к руководству «Прикамья» на протяжении всей этой истории выглядит удивительно мягкой. Интересная деталь: на суде, который определял меру наказания директору отеля за нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, представитель прокуратуры Ленинского района предлагал вообще прекратить дело «за незначительностью» нарушения. Жаль, на заседании не было колясочников, они бы дали более точную квалификацию индустрии гостеприимства и организации безбарьерной среды в формате «Прикамья». Ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прямо предписывает обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и другой инфраструктуры.
По словам представителя Алексея Черешкова, юриста Ильяса Вахитова, сегодня вопрос создания доступной среды для инвалидов приобретает особо острое значение, а у прокуратуры есть все основания добиваться через суд исполнения законодательства.
– Россия ведет СВО, наши бойцы проливают кровь на фронте, многие из них получают ранения и увечья. Государство оказывает участникам СВО серьезные меры поддержки, и на этом фоне особенно обидно наблюдать, как некоторые представители бизнеса просто игнорируют требования законодательства, выполнять которые они обязаны. Если завтра в Пермь приедет турист-ветеран СВО и вновь наткнется на невозможность поселиться в том же отеле «Прикамье», будет новый скандал. Городу это надо? Все нарушения давно установлены, есть экспертиза ДГА, у краевой прокуратуры есть все юридические основания обратиться в суд и добиться от руководства «Прикамья» проведения реконструкции здания во исполнение закона. Надеемся, краевая антитеррористическая комиссия также разделяет это мнение, – резюмировал адвокат.
На самом деле самим инвалидам все равно, кто именно восстановит положенные им по закону права – комиссия, прокуратура или суд. Главное – сделать это необходимо. Не только потому, что этого требует федеральный закон, про который почему-то в бюрократической волоките никто не вспоминает. Но и просто по-человечески, чтобы гости краевой столицы вспоминали ее добрым словом, а не претензиями. Как отмечали классики политэкономии, нет такого преступления, на которое бы не пошел бизнес за 300 процентов прибыли. Но на то и существует власть, чтобы защищать граждан от опасной алчности иных «предпринимателей», для которых выбор между прибылью и законом неочевиден.
Владислав Поспелов
Фото: Антон Берг