На пленарном заседании Законодательного собрания народные избранники заслушали доклад Игоря Сапко, уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Несмотря на то, что его назначение на должность состоялось в конце ноября 2022 года, региональный омбудсмен отчитался за свою деятельность и деятельность своего предшественника.
Учёт и анализ
Игорь Сапко выделил три основных принципа работы аппарата уполномоченного по правам человека. Прежде всего он подчеркнул востребованность института омбудсмена. В 2022 году в адрес уполномоченного по правам человека в Пермском крае поступило 6316 обращений. В 2021 году их насчитывалось 6568. Вторым ключевым посылом в деятельности омбудсмена, по словам Игоря Сапко, является открытость самого института уполномоченного.
– Мы провели 43 приема граждан муниципальных образований, 16 приемов совместно с правоохранительными органами, депутатами Заксобрания, руководителями различных ведомств, 36 выездных приемов в учреждения принудительного содержания, – рассказал Игорь Сапко.
Также были проведены горячие телефонных линии и онлайн-приемы в 12 муниципальных образованиях.
Третий ключевой посыл – эффективность. Из общего количества обращений 2440 – жалобы, остальные 3876 – ходатайства о даче разъяснений и оказании правовой и другой помощи. Доля жалоб от общего количества обращений составляет 39 процентов.
За 2022 год поступило 67 коллективных обращений, их подписали полторы тысячи человек. По всем обращениям была оказана бесплатная юридическая консультация.
Краевой омбудсмен уточнил, что права граждан были восстановлены в 85 процентах случаев.
Жилищный вопрос
– В 2022 году зафиксировано снижение количества обращений по нарушению социальных прав (право на жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь), – сообщил Игорь Сапко. – По категории нарушенного права традиционно на первом месте находятся обращения по поводу нарушения именно социальных прав – 1137 жалоб.
Это, по словам омбудсмена, составило 38 процентов от общего количества жалоб. В сравнении с 2021 годом показатель снизился на 14%.
В структуре социальных прав первое место по количеству обращений занимают жалобы на нарушение права на жилище – 443 жалобы. Традиционно большая их часть поступает от жителей краевой столицы, однако в 2021 году число жалоб от жителей городских округов снизилось, а от жителей сельских территорий, наоборот, возросло. Омбудсмен объяснил это сложностями мероприятий, направленных на расселение аварийного жилищного фонда и проблемами обеспечения нуждающихся жильем, в том числе и временным.
– В объеме жалоб по вопросам реализации жилищных прав основная часть обращений касается проблем непредоставления жилых помещений в порядке общей очереди малоимущим гражданам, в порядке льготной очереди – инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, – отметил Сапко.
В качестве другой проблемы омбудсмен выделил обеспечение временным жильем граждан, утративших свое единственное жилище в силу разных жизненных обстоятельств: пожар, мошенничество, аварийное состояние жилого фонда.
– Анализ поступающих уполномоченному обращений в интересах лиц, утративших свое жилье, а также информации от правительства Пермского края, позволяет сделать вывод о незначительном, но улучшении ситуации в регионе в этом вопросе. Поэтому проблема отсутствия свободного маневренного фонда наиболее остро стоит именно в сельских территориях.
По словам докладчика, граждане, претендующие на получение временного жилья, вынуждены были отказаться от предлагаемых им вариантов либо из-за плохого состояния помещения, либо из-за удаленности от привычного им места жительства.
Личные права
В 2022 году количество жалоб на нарушение права на социальное обеспечение по сравнению с 2021 годом уменьшилось на восемь процентов.
– Из 357 таких жалоб первое место занимают жалобы на пенсионное обеспечение, что составляет порядка 23% от общего числа, – заявил омбудсмен.
Из общего числа жалоб на пенсионное обеспечение 62% составляют жалобы на размер установленной пенсии. 25% обратившихся не согласны с отказом о назначении пенсии по старости в связи с отсутствием минимального страхового стажа. Оставшиеся 13% составляют жалобы на отказ в установлении досрочной страховой пенсии по старости или потере кормильца.
На втором месте, по словам Игоря Сапко, обращения на нарушение гражданских и личных прав граждан. В 2022 году поступило 603 жалобы на нарушение гарантированного государством права граждан на защиту их прав, что на 11% больше, чем в 2021 году. На третьем месте – жалобы на нарушение экономических прав.
На 7% уменьшилось по сравнению с 2021 годом количество обращений по поводу нарушения права на благоприятную окружающую среду.
В 2022 году количество обращений от военнослужащих, мобилизованных, а также членов их семей превысило их число за последние пять лет.
Главной задачей уполномоченного является открытость и доступность, исключение бюрократического и формального подхода при рассмотрении обращений граждан.
Игорь Сапко отметил конструктивную работу с губернатором Пермского края Дмитрием Махониным, особенно в части взаимодействия по возвращению наших земляков из плена. Совместная работа омбудсмена с краевыми депутатами по совершенствованию законодательства – это важный ресурс для отстаивания интересов жителей края на региональном и федеральном уровнях. Особое внимание омбудсмен обратил на необходимость принятия на краевом уровне концепций развития НКО и медиации.
– Ежегодно по проблемам, отраженным в докладе уполномоченного по правам человека в регионе, краевым правительством принимается план мероприятий по решению обозначенных вопросов. Пожалуй, Пермский край – единственный регион, где выстроена такая конструктивная работа регионального правительства и уполномоченного, – отметил Игорь Сапко.
В целом ситуацию с соблюдением прав и свобод человека в Пермском крае в 2022 году омбудсмен оценил как удовлетворительную.
Инна Свирская