СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Среди пассажиров пермского общественного транспорта появятся агенты для работы с «зайцами»

Среди пассажиров пермского общественного транспорта появятся агенты для работы с «зайцами»
Для снижения поголовья «зайцев» в автобусах и трамваях мэрия Перми предлагает привлечь мобильных специалистов-агентов. Их хотят задействовать на самых «безбилетных» направлениях.

Для снижения поголовья «зайцев» в автобусах и трамваях мэрия Перми предлагает привлечь мобильных специалистов-агентов. Их хотят задействовать на самых «безбилетных» направлениях.

Новая идея, как поднять сборы за проезд, прозвучала 13 января 2023-го на круглом столе с участием чиновников мэрии и депутатов пермской гордумы, посвященном разработке новых механизмов оплаты проезда в общественном транспорте.

Агентов намечается отправлять на участки автобусных и трамвайных маршрутов, где электронная система учета пассажиропотока видит большой процент неоплаченных поездок. По сути, новое тут одно – переименование кондукторов в агентов с приданием им функций коммивояжеров.

Специалисты департамента транспорта рассказали, что, по результатам социологических исследований, лишь немногим более 20 процентов обнаруженных безбилетников говорят, что не заплатили за поездку из-за банального желания сэкономить копеечку. Большинство «зайцев» сетуют на сугубо технические причины. В их числе сложность с подходом к валидатору из-за переполненного салона в пиковые часы и нежелание отвлекать водителя на продажу билета.

– Когда мы внедряли бескондукторную систему оплаты проезда, понимали, что будут случаи недостаточного сбора, – пояснил участникам дебатов глава городского департамента транспорта Анатолий Путин. – Сейчас процент безбилетников на маршрутах, где нет кондукторов, составляет 18 процентов. По нашим расчетам, точечная работа специалистов, которые будут продавать билеты на наиболее проблемных участках, позволит заметно снизить эту цифру.

Напомним, реформа общественного транспорта в Перми стартовала в 2019 году. Переход на бескондукторную систему оплаты проезда был только одной из ее составляющих. В 2021 году городские власти, следуя изначальному замыслу, начали поэтапно переводить маршруты на работу без кондукторов. Автобусы и трамваи были оборудованы валидаторами для оплаты проезда с электронных карт, активно внедрялась новая гибкая линейка проездных с богатым выбором из тарифного меню.

Для пассажиров, которые ездят нечасто, организовали еще одно новшество: покупку билетов у водителя во время остановки. Новации вызвали массу вопросов и недоразумений, связанных с работой и сбоями электронных систем и «человеческим фактором». Пассажиры зачастую сетуют, что валидатор не прочел карту, контролеры «ловят» их прежде, чем они успели полезть в карман за картой для оплаты, а водители жалуются, что обязанность торговать билетами отвлекает их, что ведет к сбою графика движения.

В августе 2022 года пермские перевозчики предлагали вернуть кондукторов на маршруты городского транспорта или ощутимо увеличить количество контролеров, явно неспособных пока справиться с разгулом «зайцев». Даже инициированное пермской мэрией резкое увеличение штрафа за безбилетный проезд с 500 до 2 тысяч 500 рублей на первый раз и до 5 тысяч в случае рецидива не переломило ситуацию.

13 декабря 2022 года на заседании думского комитета по экономическому развитию мэрия доложила депутатам: процент горожан, не оплативших проезд, по итогам 11 месяцев, остается довольно высоким – 18%. Это, по мнению чиновников департамента транспорта, отчасти связано с переходом на бескондукторную систему. Если в январе 2022-го без кондукторов работали чуть более десятка маршрутов, то на конец года – уже 45.

Общий объем не полученных доходов от перехода к бескондукторной системе дептранс оценивал в пределах 550 миллионов рублей. При этом расходы на кондукторов были сопоставимы с недополученной выручкой. Их зарплата за тот же период 2022 года, если бы они по-прежнему работали на своих маршрутах, превысила бы 560 миллионов рублей. В общем, когда стало ясно, что две крайности – вернуть кондукторов и полностью без них – нежизнеспособны, появился третий путь.

Креатив пермского департаментом транспорта предполагает внедрение агентов на проблемные маршруты по договору с МКУ «Гортранс». Они не будут состоять в штате перевозчиков. Явный плюс: агентам не придется ездить всю смену на конкретных автобусах даже при пустых салонах, когда их услуги излишни. Зато всевидящее око «Гортранса» сможет направлять агентов на участки пассажирских линий, где замечены массовые неплатежи пассажиров.

– Временные промежутки и определенные зоны, где есть наибольшая концентрация безбилетных пассажиров, выявляются департаментом транспорта по итогам регулярного мониторинга, – рассказал на круглом столе первый вице-мэр Перми Эдуард Хайруллин. – Эта информация нам известна, поэтому мы можем максимально эффективно использовать возможности таких мобильных специалистов, которые будут собирать оплату за проезд. Например, они будут работать не на начальных остановках, когда люди только сели в автобус, а на определенных участках маршрута. Также это будет актуально в вечерние часы, когда пассажиры начинают платить не так тщательно, как днем.

Важный момент: у транспортных агентов не будет права стоять над душой пассажира, требуя, чтобы он приобрел билет непременно у них. Да и само название «агент» подразумевает вежливость и элегантность, как мы ее понимаем в образе утонченного Дейла Купера из сериала «Твин Пикс». Застигнутые врасплох агентом ездоки смогут выбрать любой удобный именно для них способ: у водителя, через валидатор или по приложению. Как считает Хайруллин, появление дополнительных специалистов по сбору оплаты проезда сделает сам процесс удобнее и станет еще одним стимулом покупать проездные билетов по выгодным тарифам.

Депутаты в целом одобрили предложение мэрии, но с замечаниями. Арсен Болквадзе попросил «детальнее проработать механизмы работы», Алексей Овчинников – обратить внимание на эффективность работы контролеров, которые все-таки обязаны ловить и штрафовать безбилетников на маршрутах. Спикер гордумы Дмитрий Малютин считает, что горожане сами заинтересованы, чтобы «собираемость оплаты за проезд повышалась – это делает работу городского транспорта стабильнее, позволят выпускать на маршруты больше автобусов».

В числе рекомендаций круглого стола: перед запуском новой системы протестировать работу агентов по сбору оплаты проезда на нескольких пилотных маршрутах. По итогам эксперимента муниципальные власти сделают выводы об ее эффективности и возможности дальнейшего применения. А если не поможет – придумают что-нибудь другое. Как видим, с креативом у чиновников все нормально, не то, что с просчетом результатов своих решений.

Алексей Львов