За последние десять лет в Пермском крае подростковая преступность неуклонно растет. За восемь месяцев текущего года рост составил 30 процентов. О причинах такого явления рассказала начальник подразделения по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Пермскому краю Татьяна Кандакова.
Закладки
С начала года до конца лета в Пермском крае 391 несовершеннолетнему было предъявлено обвинение за совершенные преступления. Это фактически уровень прошлого года, в статистике которого фигурировали 399 несовершеннолетних.
– Рост преступности связан, как правило, с распространением наркотических веществ с помощью закладок. Практически в четыре раза выросло число таких преступлений, – говорит Татьяна Кандакова. У нас есть несовершеннолетние, которые ходили на закладки как на работу. На счету одного такого – 42 преступления.
Причем нельзя сказать, что эти подростки из социально неблагополучной среды, у них вполне нормальные семьи со средним достатком, делятся своими наблюдениями в краевом ГУ МВД. Когда стали разбираться, оказалось, что один юный закладчик хотел новый iPhone, другой копил на питбайк к лету. Модель мини мотоцикла он присмотрел за 65 тысяч рублей, а «заработал» к моменту задержания сумму в разы меньшую.
Между тем наркоторговля – особо тяжкое преступление, за которое суды выносят суровые наказания в шесть-семь лет лишения свободы. По словам Татьяны Кандаковой, все ребята знали об уголовной ответственности, что все не так безобидно, но надеялись, что с ними ничего не случится, что они умнее других, задержанных ранее по той же статье. И они не задумывались о том, кто придет за наркотиками, что они могут стать причиной трагедии в семье или чьей-то смерти. Подростков манили легкие деньги здесь и сейчас без необходимости учиться и трудиться.
Также несовершеннолетних вовлекают в схему работы мошенников по типу «родственник попал в беду». Как правило, им отводят роль курьеров. За счет этих двух составов вдвое, до 264 случаев, выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных юными прикамцами. Наблюдается рост грабежей (с 19 до 34) и угонов автотранспорта (всего – 40).
Смертность
В 2023 году дети стали чаще погибать, рассказал Сергей Филимонов, начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края. За восемь месяцев с начала года погибли 55 несовершеннолетних, на восемь больше, чем за аналогичный период прошлого года. Только в августе утонули семь детей, один ребенок утонул в каркасном бассейне. Родители оставили его под присмотром сестры, а та недоглядела… Все остальные утонули в реках: двое на пляже, остальные – в местах, для купания не оборудованных.
К позитивным моментам Филимонов отнес сокращение случаев выпадений из окон. По его мнению, свой результат дает информирование о средствах защиты от выпадения из окон. С начала года погибло два несовершеннолетних, в 2020 году таких трагедий было пять, в 2021 году – четыре, в прошлом, 2022 году – одна. Снизилось также количество смертельных ДТП, с 11 в прошлом году до шести в нынешнем. При этом аномально высокой оказалась смертность несовершеннолетних от пожаров – девять погибших несовершеннолетних с начала 2023 года против одного в 2022-м.
По итогам восьми месяцев зафиксировано восемь случаев суицида несовершеннолетних. В 2022 году их было семь, в 2020 году – восемь, в 2021 году – 14.
– Достаточно тяжелая тема. Мы пытаемся разобраться в каждом случае, но, как правило, это комплекс каких-то проблем, – уточнил Сергей Филимонов.
Профилактика
Лето – время каникул, когда дети и подростки больше обычного предоставлены сами себе. Поэтому требуется активнее заниматься профилактикой. По словам Татьяны Кандаковой, в крае было проведено 1600 соответствующих мероприятий. Большое внимание уделялось местам концентрации ребят вблизи водоемов. Там выявили 199 несовершеннолетних, находившихся без сопровождения взрослых. Были выявлены 479 безнадзорных несовершеннолетних, из них половина – 222 ребенка – в ночное время.
– Проводилась профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на учете, это 395 подростков, – сообщила Кандакова. – Уже девять лет мы вместе с минспорта и КДН проводим краевую спартакиаду для детей «Волшебный мяч». Проводился летний фестиваль по четырем видам спорта: мини-футболу, волейболу, настольному теннису, стритболу. В нем приняли участие более 700 несовершеннолетних, которые находятся в конфликте с законом. Главное – занять ребят, увлечь их.
Серьезное внимание правоохранители уделили событиям в Октябрьском округе, где 25 августа в селе Ишимово девочки-подростки избили свою ровесницу, засняв это на видео. После этого они показывали запись своим знакомым. Возбуждено уголовное дело по ст. 116 УК РФ (побои). Татьяна Кандакова сообщила, что собирается выехать на место, чтобы пообщаться с участниками инцидента. По ее словам, беды ничего не предвещало – это обычные дети, никто из них на профилактическом учете не состоял.
– Девочкам было по 12–13 лет, самой старшей – 14, и каждая взяла с собой младшую восьми- девятилетнюю сестренку или братика. И это все снимается на камеру, – поделилась подробностями начальник подразделения по делам несовершеннолетних прикамского ГУ МВД. – Скорее всего мы видим какие-то скрытые моменты, связанные с учебой. По моему мнению, нужно запускать антибуллинговые программы. Нужно говорить с детьми на эту тему, потому что это не единичный случай. Это – конфликты взаимоотношений, когда дети не могут справиться ситуацией.
По словам Сергея Филимонова, попав в непростую ситуацию, подростки зачастую не знают, как из нее выйти и разрешают ее по-своему.
– Но бонусом к буллингу должно обязательно идти неравнодушие взрослого, потому что если есть заинтересованный взрослый, то никогда буллинга, агрессии в детском коллективе не будет. Если равнодушны все взрослые – родители, педагоги, тогда, конечно, буллинг будет процветать, – резюмировал начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края.
Сейчас нарушительницам из Ишимово грозит отправка в ЦВСНП (Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) сроком на 30 суток.
Инна Свирская