Прямая линия губернатора – возможность задать самые злободневные вопросы. Одним из таких стал вопрос о сроках уборки снега.
Спустя несколько дней после обильных осадков дороги в центре были вычищены частично, а в удаленных микрорайонах на них красовались сугробы. А еще через пять дней этот же вопрос обсудили на пленарном заседании гордумы Перми.
Как оказалось, «всё сложно». Глава Прикамья Дмитрий Махонин в ответе на вопрос об уборке снега использовал парламентские выражения, поэтому мы можем их процитировать в отличие от того, что пермяки говорят друг другу и пишут в соцсетях.
– Добирался к вам в студию. Центральные дороги не расчистили, а во дворах и проездах – и конь не валялся. Поэтому, скажем мягко, мэрии и району надо напрячься и выполнять свои обязательства надлежащим образом. Сейчас я недоволен работой, это однозначно, – резюмировал губернатор в прямом эфире на ГТРК-Пермь.
Располагается телекомпания в Мотовилихинском районе так же, как и редакция нашей газеты. Поэтому у нас есть возможность в текущем режиме отслеживать, считает ли слова губернатора руководством к действию администрация Мотовилихи во главе с Александром Хаткевичем. Судя по снежной каше на дорогах и сугробах в парковочных карманах, районные чиновники эфир губернатора не слушали. Или не могут ничего сделать?
С трансляции прямого эфира прошло больше недели, но даже такие значимые для города дорожные артерии, как улица Крупской и бульвар Гагарина, на наш взгляд, далеки от норматива. Тот же бульвар, несмотря на статус важнейшей транспортной магистрали, как правило, проигрывает соперничество, например, с улицей Ивановской, длиной всего в полкилометра, но на которой по стечению обстоятельств находится администрация района.
Если перед зданием администрации было вычищено, то на соседней улице Барбюса в это время горожане плыли в рыхлом снегу. Хотя почему плыли? Плывут до сих пор или скользят по льду в зависимости от температуры на улице. Причем если первый снегопад Мотовилиха худо-бедно пережила, то второй ее добил.
Из-за большого количества снега на дорогах 19 декабря 2022-го изменили свои маршруты автобусы №33 «м/р Костарево - Город Сердца», №38 «Запруд-2 - улица Ушинского», №69 «м/р Ива - Сакко и Ванцетти» и №70 «Дворец спорта «Молот» - Хрустальная». Как сообщает городской департамент транспорта, автобусный маршрут №33 не заезжает в микрорайон «Погода», автобус №38 не может доехать до микрорайона «Запруд-2», а №69 и №70 не доезжают до микрорайона «Ива». Жителям советуют выбирать альтернативные варианты передвижения.
Хочется верить, что к моменту выхода газеты в печать 21 декабря ситуация с транспортным сообщением нормализуется. Кстати, депутат Пермской гордумы Олег Бурдин еще осенью задавал вопрос, готов ли Мотовилихинский район к содержанию дорог, включая третью и четвертую категорию. После снегопадов он сам ответил, что не готов.
– То, что происходит, вызывает много вопросов жителей. Они просили обозначить проблему. Просьба уделить внимание территориям ИЖС. Такого количества лестничных маршей нет нигде, а они остались под снегом, – резюмировал Бурдин на декабрьской пленарке гордумы.
В претензиях по уборке снега в Мотовилихе поддержал Бурдина другой депутат – Владимир Манин, указавший на Вышку-2. С выводами народных избранников по Мотовилихе был вынужден согласиться замглавы администрации по городскому хозяйству Дмитрий Галиханов.
Замглавы администрации Перми Дмитрий Галиханов:
– Можно выгнать на дороги больше людей и техники, но это стоит больше денег. Подрядные организации по мере финансирования делают все необходимое.
Значительную часть Мотовилихинского района, включая ту, о которой мы пишем, обслуживает подрядчик ООО «ДСТ-Строй», находящийся в стопроцентной собственности ООО «Старт Сити Групп». По данным СПАРК-Интерфакс, персонал «Старт Сити Групп» ограничен двумя сотрудниками, выручка компании за прошлый год составила 2,4 млн рублей, а чистая прибыль впервые за пять лет показала отрицательный результат – минус 173 тысяч. Что касается ООО «ДСТ-Строй», то в отношении него есть заявление в суд о признании должника банкротом.
Серьезный повод задуматься, компания занимается содержанием дорог сразу в трех районах города. «ДСТ-Строй» с 2019 года исполняет три пятилетних контракта на ремонт и содержание дорог с МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района»:
– 597 млн рублей положены за содержание площади Дружбы, бульвара Гагарина, улиц Макаренко, Технической, Крупской, Студенческой, Гайдара, КИМ, Уинской;
– 417 млн рублей – за улицы Кунгурскую, Национальную, Лифанова, Самаркандскую, Грибоедова, Восстания, территорию вокруг Мотовилихинского пруда;
– 264 млн рублей – за переход от ул. Стахановской до развязки на Восточном обходе Перми.
Таким образом, за 1,3 млрд подрядчик должен, согласно контракту, начинать снегоуборочные работы на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках по окончании снегопада или не позднее достижения толщины выпавшего снега 5 см. Для обеспечения безопасности должны применяться химические и комбинированные противогололедные материалы, песко-соляная смесь, которые закупаются подрядчиком самостоятельно. Мягко скажем, не убедили, что качество работ отвечает заявленным параметрам.
Причины недобросовестного содержания улиц и дорог, как водится, бывают двух видов – объективные и субъективные. Среди объективных причин – действительно редкостный объем осадков: в два захода выпала месячная норма. Высота сугробов выросла с 11 до 44 сантиметров. Другая причина – нехватка средств из-за роста расходов, о чем говорят примерно все подрядчики в мире. Но здесь выбор за ними – работать, стремясь к максимальному исполнению взятых на себя обязательств, или расторжение контракта.
Третья причина – некоторые положения самих контрактов, которые оставляют подрядчикам и заказчикам (как правило, это районные учреждения благоустройства) ряд лазеек. Основная лазейка – сроки, когда должна начинаться уборка тротуаров и пешеходных дорожек. Согласно контракту, уборку можно начинать после окончания снегопада.
А если, спросите вы, снег идет несколько дней, как в начале этого декабря? Тогда нужно чистить дорожки, если снежный покров превысит пять сантиметров. Теперь возьмите линейку и попробуйте убедить подрядчика выйти на объекты до конца снегопада. Не вышло? Попробуйте доказать, что политически целесообразнее чистить улицы, чтобы горожане не чувствовали себя брошенными на произвол стихии.
Так как это делается на Ивановской. Удобно же, выглянул из окна администрации чиновник, видит – дорога и тротуар чистые, можно акт контрольной проверки подписать, и так четыре раза в месяц. А потом и итоговый, за календарные тридцать дней, на основании которого деньги по контракту перечисляются.
Но шутки – шутками, а то, как убирается снег с наших дорог, улиц и тротуаров действительно во многом зависит от позиции администрации района. Ведь как заметил в ходе прямой линии губернатор, горожанам должно быть все равно, как составлен контракт и как выстроены взаимоотношения властей с подрядчиками. Поэтому власть должна отрабатывать задачи, а не прикрываться справками метеорологов и штрафами подрядчикам.
В прошлогоднем декабре уже штрафовали, и по объему санкций Мотовилиха была среди лидеров. Спустя год мэрия снова хочет штрафовать за то же самое, но смысл? Штраф – не решение проблемы. Надо помогать Мотовилихинскому району либо краевой техникой, либо техникой из других районов Перми, считает Олег Бурдин.
– В Мотовилихе подрядчик под названием «Беда», никакими штрафами не помочь. Вычистить район – «миссия невыполнима», – подтвердила депутат Ирина Горбунова.
Чтобы подчеркнуть значимость проблемы зимнего содержания дорог, вспомним, как на заседании Пермской гордумы в начале 2014 года Дмитрий Самойлов заходил на должность главы администрации Перми вместо Анатолия Маховикова. Тогда депутаты спросили будущего градоначальника, понимает ли он, что «снег Маховикова» станет «снегом Самойлова»? Понимаю, ответил Дмитрий Иванович.
Не пора ли мотовилихинскому «снегу Александра Хаткевича» дать новое имя? Чтобы автобусы вернулись на свои маршруты, а тротуары стали доступны мамочкам с колясками, людям в возрасте и с ограниченными возможностями здоровья.
Александр Давыдов