Все выше, выше и выше стремится цена на еду

19 февраля, 15:19


Минэкономразвития РФ повысило прогноз по инфляции в стране на текущий год почти в полтора раза – с 4 до 5,9 процента. Хотя по итогам 2021-го гречка прибавила в цене 24%, сосиски – 22%, пельмени – 21%, пряники и вафли – 18%, пюре и лапша быстрого приготовления – 17%.

В первый месяц года рост стоимости продовольствия не знал передышки. В январе больше всего подорожали шоколадные конфеты, зефир и пастила (на четыре процента к декабрю прошлого года). Макароны, гречка, рис, а также пряники и вафли выросли в цене на три процента. И это только январь, какое будет изменение стоимости по итогам 2022-го, пока можно только предполагать.

Цены на непродовольственные товары повседневного спроса в январе выросли на пять процентов к декабрю 2021 года. По сравнению с январем 2021 года сигареты прибавили в цене 14 процентов, алкоголь – четыре процента. Власти проблему осознают и планируют тормозить стремящиеся вверх цены. Благо опыт обуздания прайсов на товары первой необходимости имеется.

Ограничение цен на социально значимые продукты в торговых сетях более чем вероятно. На взгляд центральной власти, такой метод борьбы с продовольственной инфляцией зарекомендовал себя вполне эффективным. Паче чаяния примерно год назад применение административно-командных методов таки приводило к нужному результату. Эксперты, правда, на такую меру не очень полагаются, поскольку, по их мнению, она чревата уменьшением ассортимента продовольственных товаров, прежде всего в нижнем ценовом сегменте, а также банкротством небольших частных магазинов, которые в основном принадлежат индивидуальным предпринимателям.

– Демпинг со стороны крупного ретейла уже создал неконкурентные условия для многих маленьких торговых точек «у дома», – сетует индивидуальный предприниматель Людмила Останина. – Знаю, что непросто выживать и небольшим, локальным торговым сетям, работающим в пределах одного города или региона. Маржа с учетом роста издержек на коммунальные услуги, электроэнергию, аренду и фонд оплаты труда и так колеблется в районе статической погрешности…

А принимая в расчет еще и тотальную закредитованность малого и среднего бизнеса, работающего в секторе розничной и мелкооптовой торговли, перспективы выживания коммерсантов в нем выглядят и вовсе удручающе. В свою очередь, пермские домохозяйства уже в прошлом году оптимизировали свой бюджет по разделу «Питание».

Многие удешевили рацион, перешли на товары более низкой ценовой категории, умерили потребление различных лакомств вроде тортов, экзотических фруктов, орехов, копченостей и разносолов. Сокращаются продажи мясной и кисломолочной продукции. Реализация в категории «фреш» (свежая зелень, тепличные овощи, грибы) тоже либо стагнирует, либо месяц от месяца снижается.

Собеседники из ретейлеров на условиях анонимности говорят, что сократили выкладку в высоких ценовых сегментах примерно на 25–30 процентов. И конец всему этому еще не виден. Меньше стали приобретать и консервированной продукции. Тем более урожайный прошлый год стимулировал многих сограж¬дан вернуться к созданию запасов продовольствия собственными силами.

– Год с точки зрения садовода и огородника удался, – вспоминает пермячка Жанна Оборина. – Уродились огурцы, кабачки, лук, морковь, свекла, томаты. Болгарского перца и чеснока тоже собрали немало, всё это подспорье. Осенью собрали урожай хрена. И с грибами в том году повезло. Маринованные, соленые, сушеные – их запасы позволяют семье здорово экономить.

Еще один важный момент, позволяющий семьям не растратить всё на одну еду, – акции. Магазины, функционирующие под марками крупных торговых сетей, организуют распродажи с хорошими скидками всё активнее. На реализацию с дисконтом, иногда и в полцены, идут продукты, у которых срок годности близок к окончанию. Это не значит, что товар несъедобный, просто по действующим нормативам «просрочка» должна утилизироваться и на прилавки не попадать. Поэтому за несколько дней до даты истечения срока на полках с такими товарами и появляются ярлыки со сниженной ценой.

– Действительно, близких к истечению срока годности товаров в ассортименте становится всё больше, – рассказывает на условиях анонимности супервайзер одного из сетевых магазинов. – Заказываем партии с учетом среднего сбыта, но бывают недели с точки зрения продаж откровенно провальные. Если раньше стенд с линейкой распродаж был один, то в конце прошлого года их стало три. И конкретные ценники со скидками обновляем практически ежедневно.

На этом фоне Министерство промышленности и торговли РФ сообщило, что власти рассматривают сейчас возможность того, что наценка на социально значимые продукты питания будет устанавливаться не выше пяти процентов.

Скорее всего, в список войдут наиболее востребованные товары, такие как хлеб, молочная продукция, сахар, растительное масло. Готовится всё же и алгоритм предстоящих ограничительных мер. Торговым организациям предложат выделить одну или несколько позиций в каждой категории, по которым наценка будет от нуля до пяти процентов.

Олег Хвацкий
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: