Через месяц в Перми могут принять решение, которое станет прецедентом для всего российского бизнеса. Краевой арбитраж приступит к слушаниям по возврату в собственность России Соликамского магниевого завода.
Иск об истребовании в пользу государства акций, принадлежащих четырем физическим лицам – акционерам крупнейшего в стране предприятия, работающего с редкоземельными металлами, подала в Арбитражный суд Пермского края в начале октября Генеральная прокуратура РФ.
Процессуально заместитель генпрокурора просит истребовать из чужого владения суммарно 89,5 процента акций АО, принадлежащих Сергею Кирпичеву (15,45 процента акций), Петру Кондрашёву (24 процента), Тимуру Старостину (25 процентов) и Игорю Пестрикову (25 процентов, находятся в залоге у Кондрашёва). В числе ответчиков также указаны АО «Регистратор Интрако» и «Национальный расчетный депозитарий».
По сути, случай с соликамским заводом – уже второй случай попытки деприватизации крупной собственности в реальном секторе. Ранее подобные инициативы не доходили до реализации. Прецедент ознаменовало дело о возвращении под контроль государства активов крупнейшего в стране производителя соды – Башкирской содовой компании. Напомним, 4 декабря 2020 года Башкирский республиканский арбитражный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры об изъятии акций данного акционерного общества.
«Согласно решению суда, в пользу Российской Федерации истребованы 95,72 процента обыкновенных именных акций АО «Башкирская содовая компания» из чужого незаконного владения АО «Региональный фонд», АО «Башкирская химия» и ООО «Торговый дом «Башкирская химия», – сообщила тогда Генпрокуратура.
Держателя реестра акций акционеров АО «Реестр» и номинального держателя акций ПАО «Банк Уралсиб» обязали списать ценные бумаги со счетов ответчиков и зачислить их на лицевой счет Росимущества.
– Однако, в отличие от передачи государству в собственность пакета акций башкирского предприятия, на этот раз иск обоснован аргументом, что в принципе приватизация завода в середине девяностых годов была проведена с нарушением действующего законодательства, – поясняет пермский юрист Алексей Кузнецов. – Что предприятие выбыло из собственности РФ «помимо ее воли» и «находится в настоящее время в чужом незаконном владении».
По оценке экспертов, дополнительные основания придать импульс процессу возвращения в госсобственность предприятий – крупных налогоплательщиков дает сравнительный анализ работы приватизированных и государственных предприятий, действующих в сходных условиях.
Так, к примеру, «Роснефть» по показателям производительности труда (в натуральном, а не стоимостном выражении) превосходит некогда широко разрекламированный «ЮКОС» и, по крайней мере, не уступает нынешним отечественным и зарубежным нефтяным корпорациям, констатируют в экспертном сообществе. Аналогичная обстановка и в других базовых отраслях.
Распределение же прибыли не отражает реального вклада наемных работников и частных собственников в создание добавленной стоимости. Большая часть доходов крупных частнохозяйствующих субъектов выводится за рубеж в виде дивидендов, умножая социальную нервозность. А в условиях продолжающейся пандемии это ослабляет устойчивость экономики и общественную стабильность.
В случае с соликамским промышленным гигантом важным фактором, повлиявшим на формирование исковых требований со стороны надзорного ведомства, стал конфликт между собственниками редкоземельного бизнеса. Юридические баталии между акционерами завода разворачиваются на протяжении нескольких лет в том же пермском арбитраже.
По данным источников «Капитала-Weekly», в 2014 году Петр Кондрашёв, нынешний совладелец СМЗ, с партнерами приобрел контрольный пакет акций завода у компаний и лиц, подконтрольных Сулейману Керимову. В то время предприятие находилось в предбанкротном состоянии. После сделки борьба за контроль над ним развернулась между Кондрашёвым и субъектами бизнеса, близкими тогдашнему губернатору Кировской области Никите Белых, которые осуществляли юридическое сопровождение сделок по приобретению акций ОАО «СМЗ».
Спор переместился в суды, но после осуждения Белых по делу о взятке бывшие владельцы продали свои пакеты акций и доли другим миноритариям – Сергею Кирпичеву и Игорю Пестрикову, причем последний приобрел свои акции и доли на средства, занятые у Кондрашёва.
В последующие годы после восстановления производства в Соликамске, создания условий для развития, увеличения прибыли и улучшения финансовых показателей эксперты-аналитики регулярно фиксировали попытки парализовать работу предприятия и получить над ним контроль со стороны Пестрикова и представляющих его интересы членов совета директоров ОАО «СМЗ».
Для понимания цены вопроса, и не только в финансовом выражении, стоит вникнуть в суть производства и осознать важность выпуска продукции Соликамского магниевого завода.
По официальным данным, предприятие является лидером магниевой и редкометалльной промышленности России, на его долю приходится производство практически 100 процентов соединений редкоземельных элементов – ниобия и тантала, – более 60 процентов товарного магния и четыре-пять процентов титановой губки в стране.
– Единственный поставщик редкоземельного сырья для Соликамского магниевого – Ловозёрский горно-обогатительный комбинат (ЛГОК, Мурманская область), – пояснил корреспонденту «Капитала-Weekly» на условиях анонимности один из бывших топ-менеджеров соликамского предприятия. – ЛГОК осуществляет добычу и переработку лопаритовых руд с получением лопаритового концентрата. Тот используется для производства тантала, ниобия и редкоземельных металлов, а также титана, стронция, тория. Тантал используется в электронике, химическом оборудовании, оптике, квантовых генераторах, акустике и хирургии. Ниобий – в производстве легированной стали, сверхжаропрочных сплавов, электронике, химическом оборудовании, оптике, сверхпроводниках и атомной промышленности. Таким образом, какое направление ни возьми, всё стратегическое для государства…
По оценкам отечественных экспертов, Россия в ближайшие годы может и должна занять лидирующие позиции на рынке редких и редкоземельных металлов (РМ и РЗМ). Соликамский магниевый завод призван стать одним из лидеров этого наступления. Основу для оптимизма дает государственная программа, разработанная в 2020 году Минпромторгом РФ совместно с госкорпорацией «Росатом».
Стоимость программы до 2024 года оценивается в 284,6 млрд рублей. Предполагается, что к 2024 году выпуск редких и редкоземельных металлов вырастет до 20 тысяч тонн, а к 2030 году – превысит 70 тысяч тонн. Потенциал рынка РФ оценивается в 56,9 млрд рублей в 2024 году, 264 млрд рублей – к 2030 году. Реализация этих планов сделает нашу страну крупнейшим в мире экспортером этой продукции.
Напомним, требования Генпрокуратуры РФ по возврату в собственность государства стратегического объекта мотивированы тем, что приватизация СМЗ в период 1992–1996 годов была проведена с нарушением действовавшего даже на тот момент законодательства. Пермский краевой арбитражный суд принял иск к производству 4 октября и привлек в качестве третьих лиц Федеральную антимонопольную службу РФ и само предприятие.
Кроме того, суд ввел обеспечительные меры по требованию заявителя: наложил арест на акции, принадлежащие упомянутым выше акционерам, запретил регистратору вносить любые изменения в реестр, касающиеся этих пакетов акций, а также осуществлять записи по переходу прав на эти акции.
Администрация СМЗ выпустила по этому поводу официальное заявление, в котором сообщила, что «рассмотрение данного судебного спора не влияет на текущую финансово-экономическую и производственную деятельность ОАО… Завод в полном объеме осуществляет выполнение принятых на себя договорных обязательств по поставке готовой продукции, оплате за поставляемые товары, работы, услуги».
Предварительное слушание в судебной инстанции назначено на 18 ноября. В случае удовлетворения иска государство получит контроль над 89,5 процента акций Соликамского магниевого, то есть завод фактически будет принадлежать ему.
Олег Хвацкий
info@zwezda.su