СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
11.05.2024
16+
Архив

Со следующего года пермским такси предпишут быть в желтом

Со следующего года пермским такси предпишут быть в желтом
Появление супермонополиста, приход в регион нового агрегатора и возможное изменение внешнего вида самих авто, по оценке экспертов, вызовут новый всплеск цен на проезд.

Появление супермонополиста, приход в регион нового агрегатора и возможное изменение внешнего вида самих авто, по оценке экспертов, вызовут новый всплеск цен на проезд.

Новости таксомоторного бизнеса в топе новостных лент с зимы 2021-го. В феврале компания «Яндекс» объявила о покупке активов группы «Везёт» за 178 млн долларов. Первоначально речь шла о колл-центрах и бизнесе по заказу грузоперевозок. Однако позднее информация относительно объединения двух компаний появилась в приложениях для всех водителей такси, работающих с этими операторами.

Стоит отметить, что сделка планировалась еще пару лет назад, однако в 2019-м антимонопольное ведомство заблокировало поглощение, усмотрев в нем нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».
Причем последствия могли быть негативными как для других игроков рынка, так и для водителей такси, а главное, для клиентов.

Картель диктовал бы тарифную политику на территории всего Пермского края. Однако в этом году вето регионального УФАС утратило силу, и теперь заказы от пользователей «Везёт», «Яндекс.Go» и Uber приходят в одно приложение – «Яндекс.Про».

Цены – на взлёт

Пермяки, регулярно пользующиеся услугами такси, ощутили подорожание проезда в том же феврале. По данным Пермьстата, стоимость одной поездки выросла более чем на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А по впечатлениям клиентов, рост цен оказался даже больше.

– Еще в декабре из микрорайона Молодежного до аэропорта по предварительному заказу можно было доехать за 555 рублей. Весной, с учетом всех дисконтов, дешевле чем за 820 найти вариант не получается! – делится впечатлениями пермский предприниматель Лариса Каменских. – Да и то если заказываешь в локальной, местной компании, а не через агрегатора. У тех процесс ценообразования совсем непонятен.

Действительно, более-менее внятная тарифная политика сейчас сохраняется лишь у небольших служб такси, дислоцирующихся преимущественно в отдаленных районах Перми да на территориях Пермского края, куда еще не пришли глобальные игроки. Правда, часть местных участников рынка по-прежнему работает «по-серому».

Периодические совместные рейды ГИБДД, регионального минтранса и местных служб потребительского рынка с постоянством выявляют «бомбил», которые орудуют вне правового поля. Преимущественно речь идет о Бардымском, Осинском, Чайковском районах. Перевозчики-нелегалы не имеют лицензий, их ответственность застрахована по ОСАГО как у физических лиц. Работают такие таксисты как непосредственно в рамках одного муниципального образования, так и на междугородних рейсах.

Те же небольшие таксомоторные фирмы, которые еще сохранились на рынке и работают официально, нашли свою нишу. Цены у них изменились за последнее время не сильно. К примеру, закамское или гайвинское такси работают в основном с собственной клиентской базой, проще сказать, с теми, кто знает.

Еще одно направление их деятельности – это обслуживание по договорам предприятий и организаций. В этом сегменте клиентура – заводы, торговые учреждения и другие компании, которые работают в круглосуточном режиме.

И предстанут в жёлтом цвете

По информации радиостанции «Эхо Москвы» – Пермь» (16+), министерство транспорта Пермского края намерено установить с 2022 года требования об обязательной окраске автомобилей такси целиком в единый желтый цвет и уже подготовило поправки в региональный закон по теме.

В настоящий момент колеровка такси менее унифицирована. Автомобили перевозчиков могут быть желтого, черного или белого цвета. Сами участники бизнеса против поправок, которые приведут к дополнительным затратам. Кроме того, они заявляют, что подобные меры бесполезны, так как большинство людей заказывает такси по телефону или через специальные приложения.

А потому им не обязательно различать его в потоке транспорта. Средняя стоимость наклейки желтой пленки на одно авто составляет примерно 15 тысяч рублей. Также желтый цвет может стать «красной тряпкой» для сотрудников ГИБДД. При остановке у водителей может не оказаться страховки под такси, получение которой затруднительно. Участники рынка такси отмечают, что страховые компании уклоняются от выдачи полисов ОСАГО на автомобили, если те предназначены под такси.

Кроме того, стоимость ОСАГО на один автомобиль составляет около 40 тысяч рублей. Так что вероятно обострение проблемы нелегальных водителей, которым легче не привлекать лишний раз внимания и избегать дополнительных затрат на изменение цвета и страховку.

Отметим, по последним данным краевого минтранса, в Прикамье действуют 8998 разрешений на осуществление перевозок легковым такси. Таким образом, легально работают 632 перевозчика (юридические лица и ИП). Из них ИП – 518. Из этого количества именно в Пермском крае разрешения получены на 2210 автомобилей, остальные официально относятся к другим регионам, например, к Удмуртии или Кировской области.

Их полку прибыло

С 11 мая в Перми заработал китайский агрегатор такси DiDi. Компания признана одним из крупнейших в мире сервисов заказа поездок, который работает в четырех тысячах городов в пятнадцати странах. Первым шагом глобального игрока в Перми предсказуемо стал тотальный демпинг. Минимальная цена поездки – 49 рублей. Плюс масса скидок и дисконтных предложений.

Примерно так же несколько лет назад входили на местный рынок те же «Яндекс» и «Ситимобил». Закрепившись же на рынке, агрегаторы скорректировали тарифную политику. И средний чек увеличился более чем на треть.

– Алгоритм ценообразования у больших такси сейчас рассчитывается искусственным интеллектом, – делится опытом таксист Сергей Сериков. – Программы, которые поддерживают работу перевозчиков, формируют цену одной поездки индивидуально. В расчет берется не только расстояние, на стоимость проезда влияет время года, оснащение машины детским креслом, день недели и время суток, и даже погодные условия, которые сложились на момент заказа! Цена на одну и ту же поездку из пункта А в пункт Б при этом может различаться на 20–25 процентов.

Парадокс, но при росте цен на перевозки, по словам водителей, их оплата труда выросла в пределах статистической погрешности. Высокие комиссионные, которые берут крупные игроки, а также штрафы и иные издержки практически съедают весь эффект от подорожания услуг перевозчиков.

Многие сейчас рассчитывают на пришедшего на рынок нового игрока. Там пока декларируют размер комиссии на уровне 12 процентов. Для сравнения, в целом по отрасли премия агрегатора минимум вдвое больше. При этом даже лазейка, которую с недавнего времени стали использовать пермские таксисты, работающие в статусе самозанятого вместо регистрации ИП, роста доходов пока не дала.

А вот повышение цен на ГСМ, ужесточение штрафных санкций за нарушения правил дорожного движения, расходы на страховку, техобслуживание, платные парковки – всё это делает бизнес малопривлекательным в случае, если это единственный источник дохода.

На этом фоне в Пермском крае ввели запрет на трудоустройство иностранных граждан для работы водителями такси и общественного транспорта. Соответствующий указ подписал губернатор Прикамья Дмитрий Махонин. Согласно документу, в патенте, выдаваемом иностранцу для работы в Пермском крае, необходимо указывать его профессию. Предприятиям дали три месяца на увольнение иностранцев, работающих «не с теми» патентами.

Аналогичный указ действовал в регионе до конца 2020 года. Мера, судя по всему, вынужденная: помимо создания рабочих мест для местных граждан заградительное решение должно позитивно отразиться и на поступлениях в бюджет. Размер налогооблагаемой базы должен вырасти.

Николай Ставцев
info@zwezda.su