СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
27.04.2024
16+
Архив

Еду накликали. Участники рынка онлайн-доставки продуктов рассказали, какие продукты заказывают пермяки

Еду накликали. Участники рынка онлайн-доставки продуктов рассказали, какие продукты заказывают пермяки
Доставка продуктов питания на дом или в офис – один из растущих трендов рынка e-commerce. Пермь не отстает в этом плане от столицы: в городе активно развиваются проекты, предлагающие горожанам такой сервис. Участники рынка рассказали, кто, как и какие продукты покупает в интернет-магазинах

Доставка продуктов питания на дом или в офис – один из растущих трендов рынка e-commerce. Пермь не отстает в этом плане от столицы: в городе активно развиваются проекты, предлагающие горожанам такой сервис. Участники рынка рассказали, кто, как и какие продукты покупает в интернет-магазинах.

Если в предыдущие годы онлайн-торговля росла благодаря непродовольственным товарам (среднегодовой прирост был 24,6%), то сейчас нас ждет стремительный (+26,1%) рост рынка онлайн-доставки еды. Через пять лет, согласно прогнозу аналитиков инвестбанка UBS, доля продовольствия в интернет-торговле страны вырастет в полтора раза – до 3,3%.

Онлайн-доставкой продуктов питания в Перми занимаются несколько компаний. Самый крупный игрок – это сервис «Домой доставим», внешняя компания, которая обслуживает торговую сеть «Семья». Остальные проекты – нишевые. Например, это магазин «Бабушкина грядка», магазин фермерских продуктов «ЕшьСвеж».

Кто покупает: молодые мамы и «взрослые дети»

Одна из причин популярности сервисов по доставке продуктов питания – в том, что ими начали пользоваться молодые люди, которым привычно покупать онлайн другие категории товаров: технику, одежду, косметику. Состав целевой аудитории показателен: это семьи с детьми. «Есть много нишевых аудиторий, начиная от людей с ограниченными возможностями, заканчивая «взрослыми детьми», которые заказывают для своих родителей из других городов и стран, чтобы как-то проявлять заботу», – пояснил основатель и руководитель проекта «Домой доставим» Юрий Грицюк.

Другая категория покупателей – это B2B-сегмент: кафе и офисы. У них выше чек и частотность заказов. Директор по развитию магазина «ЕшьСвеж» Константин Фоминых отмечает, что около 3–5% онлайн-заказов совершают одинокие мужчины, «которые любят себя побаловать вкусными продуктами».

Где покупают и как это работает

Онлайн-продажи «Семьи» стартовали в марте 2016 года. «Домой доставим» собирает и доставляет заказы, обеспечивает программную поддержку интернет-магазина (https://domoidostavim.ru/semya/), переводит товарную матрицу в цифровой вид и осуществляет интеграцию с базой данных продуктовой сети. «Заниматься интернет-торговлей – это непрофильный бизнес для ретейлера, выгоднее отдать это на аутсорсинг», – говорит Юрий Грицюк. «Домой доставим» зарабатывает на комиссии с продаж и платной доставке. За 2018 год выручка компании выросла на 50% по сравнению с 2017 годом.
У магазинов, не имеющих собственных интернет-магазинов, каналом онлайн-продаж становится аккаунт в сети Instagram, как, например, у «Бабушкиной грядки». По словам руководителя магазина Екатерины Березовик, на онлайн-продажи приходится лишь 20%: «У нас много покупателей, которые приезжают и выбирают продукты сами, им важно видеть, что они берут. Да и товар у нас недешевый».

Ключевую роль в работе сервисов играет логистика. «Домой доставим» обрабатывает заказ минимум 2,5 часа и привозит в удобный покупателю день. Покупатели «Бабушкиной грядки» стараются делать заказы в дни, когда в магазин поступает свежая партия продуктов, доставка осуществляется сразу. Заказы развозят сотрудники магазина: так компания может гарантировать уровень сервиса своим покупателям.

Что заказывают: бананы, курица, манго

За полтора года среднемесячное число заказов «Домой доставим» выросло практически в два раза: с 1 тыс. до 1,7–2 тыс. заказов в месяц. Средний чек онлайн-покупки в «Семье» составляет около 3 тыс. рублей. При этом бесплатно привозят продукты при заказе от 2 тыс. рублей (за исключением отдаленных районов города). Самый продаваемый товар – бананы, их курьеры доставляют около 1,5 тонны в месяц. «В среднем в корзинах покупателей – около 20 уникальных позиций. Практически в каждом заказе присутствуют молочка и хлеб, много мяса, рыбы, овощей, фруктов. Часто встречаются корма для животных, а также бытовая химия, туалетная бумага, шампуни», – говорит Юрий Грицюк.

Зачастую покупатели формируют заказ так, чтобы продуктов хватило на неделю, а сумма заказа обеспечивала бы бесплатную доставку. Так, средний чек в магазине «Бабушкина грядка» – от 4–5 тыс. руб. Магазин привозит продукты бесплатно на чек от 5 тыс. рублей. Хиты продаж – тайское манго, маракуйя, ананасы и авокадо. У магазина фермерских продуктов «ЕшьСвеж» чаще всего покупают онлайн курицу и яйцо, в начале осени хорошо продается мед. В среднем в месяц магазин развозит около 30 интернет-заказов, средний чек составляет 2 тыс. рублей.

Текст: Алина Комалутдинова

Фото: из открытых источников