На площадке Школы экспорта Российского экспортного центра 23 и 24 июля прошёл первый образовательный модуль акселератора «Экспортный марафон». Идея создания проекта заключается в содействии российским предприятиям, ориентированным на экспорт. Среди 45 руководителей из 13 компаний были выбраны представители пяти пермских предприятий.
Инструмент поддержки
Первый акселератор экспорта создан в рамках национальной программы повышения производительности труда и поддержки занятости по инициативе Минэкономразвития РФ совместно со Школой экспорта Российского экспортного центра. Участники проекта получают полное экспертное сопровождение, которое охватывает весь спектр экспортной деятельности: выбор рынка, подготовку конкурентоспособного товара, изучение специфики потребления, проведение переговоров с потенциальными партнёрами, навыки ведения онлайн-торговли, возможности государственной поддержки экспорта. В течение трёх месяцев представители компаний будут работать с экспертами, тренерами, фасилитаторами над подготовкой экспертного проекта. С участниками «Экспортного марафона» работают ведущие эксперты-практики и тренеры Высшей школы экономики, Российского экспортного центра, «Сколково» и Всероссийской академии внешней торговли.
Программа акселератора включает три образовательных модуля продолжительностью по два дня каждый и два периода между модулями по полтора месяца.
По словам генерального директора Школы экспорта РЭЦ Алисы Никитиной, уникальность экспортного акселератора заключается в синтезе экспертизы ведущих специалистов финансовой сферы, бизнеса, науки с адресным сопровождением экспертов группы РАЦ и Минэкономразвития РФ.
— Мы нацелены не только на образовательный компонент, — отметила Алиса Никитина, — но и на высокую степень практической проработки проектов. Итогом пилотной программы «Акселератор экспортного роста» станут готовые к реализации экспортные проекты предприятий-участников.
По данным Школы экспорта РЭЦ, акселератор стал частью общей трансформационной работы, направленной на реформу госуправления, создание карьерных лифтов, работу с человеческим капиталом, развитие проектного управления. До конца года запланировано проведение еще двух образовательных модулей «Экспортного марафона». К 2024 году в рамках национального проекта по повышению производительности труда и поддержке занятости акселерационную поддержку получит как минимум тысяча предприятий.
Кто в пятёрке?
В программу акселератора вошли такие пермские компании, как ПАО «Краснокамский завод металлических сеток», ЗАО «Пермская ЦБК», Суксунский оптико-механический завод, АО «Пермский мукомольный завод» и ОАО «Лысьвенский завод эмалированной посуды».
Как рассказали в ПАО «КЗМС», в декабре 2017 года предприятие заключило соглашение о сотрудничестве с министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в сфере повышения производительности труда. Это стало основой для совместной деятельности в рамках подготовки и реализации программ и проектов повышения производительности труда. В апреле 2018 года руководство предприятия было проинформировано о запуске первого «Экспортного марафона», и оно оформило заявку-анкету для участия в отборе.
По словам специалиста отдела маркетинга КЗМС Валентины Афер, руководство компании заинтересовалось предложением о полном сопровождении проекта.
— Это не просто обучение и получение теоретической базы, — отметила Валентина Афер, — а комплексное сопровождение предприятия от разработки плана выхода на внешние рынки до заключения экспортного контракта или до первой международной поставки. Перед участниками стояла задача ознакомиться с экспортной деятельностью, возможностями выхода на новые зарубежные рынки. Отбор в данную программу позволяет предприятиям-участникам «Экспортного марафона» поделиться и получить опыт от других компаний.
От ПАО «КЗМС» в программу акселератора вошли четыре представителя: генеральный директор Пищальников Дмитрий Владимирович, заместитель генерального директора по коммерции Торбеев Игорь Александрович, начальник отдела продаж Оборина Елена Леонидовна, менеджер по работе с дистрибьюторами Гуреев Дмитрий Халилович.
По словам участников образовательного модуля, на первом этапе обучения их ознакомили с жизненным циклом экспортного проекта, представители компании на практике освоили инструменты выбора рынка, с помощью которых проводятся анализ внешних рынков, поиск и оценка потенциальных покупателей. Как отметили менеджеры компании, обучение стало для них одной из возможностей познакомиться с лучшими практиками внешнеэкономической деятельности. Увеличение продаж на экспорт для предприятия является показателем соответствия продукции и технологических процессов международным стандартам качества.
Текст: Мария Городкова
Фото: открытые источники