Пермские аудиторы обсудили современные методы финансовых расследований и предотвращения экономических преступлений | Экономика | Безопасность | Пермь — Звезда

Риск без благородства

2018 , 16:51

В рамках работы Пермского регионального центра НП «Институт внутренних аудиторов» встреча членов Клуба финансистов Пермского края, учёных и предпринимателей была посвящена независимой экспертно-аналитической деятельности по выявлению всех видов финансового мошенничества и высокорисковых сделок в бизнесе.

Такого рода деятельность именуется форензик. Это новое и малоизученное направление экспертно-аналитической и аудиторской деятельности. Оно подразумевает независимую деятельность по анализу, урегулированию спорных ситуаций и разработке процедур, направленных на противодействие всем видам финансового мошенничества. Форензик получил развитие в связи с увеличением числа и масштабности экономических преступлений и является эффективным способом выявления и предотвращения мошенничеств.

О практике ведения такой деятельности пермским аудиторам рассказали ведущие эксперты отдела по расследованию финансовых преступлений московского офиса консалтинговой компании «КПМГ». Дарья Оглезнева и Алексей Парушин. На примерах бизнес-кейсов они рассказали об организации внутренних финансовых расследований в компании, индикаторах поиска, способах выявления высокорисковых операций, а также о часто встречающихся схемах внутреннего корпоративного мошенничества.

Непрозрачность настораживает

Высокорисковые сделки — это непрозрачные операции. Например, когда с физическим лицом заключается договор гражданско-правового характера, чтобы замаскировать вывод денежных средств отдельному лицу. Высокорисковыми считаются операции, имеющие целью получение неоправданной или незаконной прибыли. Например, проведение тендера, в котором ограниченное число подрядчиков, и победителем признаётся компания, которая аффилирована с сотрудником отдела закупок компании или лицом, близким к руководству компании, проводящей тендер. Третий вид – это операции, которые проведены в обход авторизованных процедур. Если в компании определены лимиты на проведение процедур, то их обход — это для аудиторов «красный флажок». Примером такой операции может быть превышение расходов на капитальное строительство свыше лимита, одобренного советом директоров. Высокорисковыми считаются и операции, приводящие к ухудшению финансового состояния компании. Например, безвозмездная передача дорогостоящего актива за периметр компании. К этой категории относятся операции, создающие высокий риск для компании. Примером могут служить компании, которые действуют на территории РФ, но головной офис этих компаний находится за пределами РФ. В таком случае предприятие подпадает под действие зарубежного законодательства.

Наиболее высокорисковые бизнес-процессы

По словам экспертов, в любой компании все бизнес-процессы подвержены риску мошенничества в зависимости от того, какая схема при этом используется. Наиболее подвержены риску 8 бизнес-процессов:
– закупки (создание искусственной потребности, завышение нормативов расхода, завышение бюджета, лоббирование поставщиков, составление ТЗ под определённых поставщиков, проведение закупок без организации тендера и экстренная закупка),
– рекламная деятельность,
– производство (завышение объёмов брака, свои риски в каждой отрасли в зависимости от специфики производства),
– благотворительность,
– капитальное строительство и ремонт (завышение сметных объёмов, принятие услуг, которые не были оказаны, необоснованные привлечения подрядчика).
– процесс управления персоналом (завышение объёмов премии, заключение договоров ГПХ с внештатными сотрудниками и др.)
– продажи (в случае продажи продукции по заниженным ценам, например, или предоставление покупателю необоснованной скидки),
– привлечение кредитных денежных средств.

В качестве примера эксперты привели случай из своей практики. Компанией был проведён тендер на приобретение дорогостоящего оборудования — три котла-утилизатора. Оборудование представляет собой технологический комплекс. И каждый котёл на рынке стоит около 600–700 миллионов рублей. Тендер проводился с привлечением нескольких поставщиков. Оценивались технические характеристики, коммерческие параметры и цена. По результатам первой фазы тендера четыре поставщика прошли отбор по техническим параметрам. И на этапе выбора цены было выделено три поставщика. Первый предложил цену 1,2 миллиарда рублей. Второй – 980 миллионов рублей. Третий предложил 1,4 миллиарда рублей.

С поставщиком, предложившим лучшую цену, был заключен договор. По документам аудиторы выяснили, что через три дня компания заключила дополнительный договор, по которому поставщик-победитель поставляет трубы. Труба — неотъемлемая часть котлов-утилизаторов, без которых котёл не функционирует. Дополнительно компания заказывает у поставщика услуги на установку оборудования. В итоге общая стоимость закупки с 980 миллионов рублей возросла до 2 миллиардов рублей.

Когда аудиторская компания запросила у поставщиков коммерческие предложения. У первого и третьего поставщиков котлы, трубы и шеф-надзор за оборудованием предлагались как единый комплекс. Соответственно, поставка всех элементов комплекса у первого поставщика была предложена по одному договору, без дополнительных соглашений.

Дарья Оглезнева рассказала о методах выявления случаев внутреннего мошенничества. По её словам, аудиторы начинают в своей практике использовать возможности высоких технологий и автоматизированных программ. И если раньше для выявления случаев экономического мошенничества специалистам приходилось вручную собирать тысячи различных документов компании, то теперь это делает робот. Специально разработанная для аудиторов программа анализирует массив данных и выдаёт отчёт о тех операциях, которые имеют признаки высокорисковых.

Текст:  Мария Городкова
Фото: открытые источники



Новости Mediametrics: