Пермский академический театр оперы и балета объявил планы на новый 152-й сезон. В 2023-24-м зрителей ждут три оперы, конкурс «Арабеск» и два балета.
Первая премьера – опера Франсиса Пуленка «Человеческий голос» с Надеждой Павловой в заглавной партии – состоится уже 21 и 22 октября. Музыкальный руководитель и дирижёр – Владимир Ткаченко, режиссёр-постановщик – Дмитрий Волкострелов. Пролог и эпилог к партитуре Пуленка по либретто Жана Кокто написал наш современник Владимир Горлинский, который считается лидером новой русской музыки.
Вторая премьера – балет Бориса Тищенко «Ярославна» – в постановке Алексея Мирошниченко, нового (старого) главного балетмейстера театра, состоится 15-17 декабря. Мировая премьера балета по мотивам поэмы «Слово о полку Игореве» состоялась в 1974-м; автором либретто стал хореограф Олег Виноградов, выпустивший «Ярославну» в соавторстве с режиссёром Юрием Любимовым.
Алексей Мирошниченко тоже здесь выступает не только автором хореографического текста предстоящей премьеры, но и автором либретто. Вместе с Мирошниченко над пермской «Ярославной» работают дирижёр Артём Абашев, сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Татьяна Ногинова, его постоянная команда.
На март 2024 года театром заявлена опера «Тоска» Пуччини: музыкальный руководитель и дирижёр – Тимур Зангиев, режиссёр-постановщик – Фёдор Федотов, художник-постановщик – Лариса Ломакина. «Тоска» Джакомо Пуччини, написанная в 1900 году, венчает собой столетнюю историю итальянской романтической оперы, которая не сходит с мировой сцены.
Два месяца спустя, в мае 2024-го, состоится премьера неоклассической оперы Игоря Стравинского «Похождения Повесы» в постановке известного режиссёра драматического театра Андрея Прикотенко; музыкальный руководитель и дирижёр – Фёдор Леднёв, художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили.
Весной Пермский оперный проведёт конкурс артистов балета «Арабеск», а завершит сезон премьера балета Сергея Прокофьева «Золушка» в постановке Алексея Мирошниченко. Музыкальным руководителем и дирижёром объявлен Артём Абашев, сценографом-постановщиком – Альона Пикалова. Все перечисленные произведения посвящены искусству ХХ века и представляют основные спектры его палитры.
Пресс-конференция Пермского оперного, главным героем которой стал, безусловно, Алексей Мирошниченко (покинувший театр три года назад) прошла весело, живо и довольно подробно. Помимо заявленных премьер, главные её новости следующие. В театр возвращается Артём Абашев – приглашённым дирижёром. При этом главный дирижёр театра до сих пор не назначен, а Мирошниченко по его собственному признанию всегда работает с одними и теми же соавторами, то есть, с Абашевым. Значит, одна кандидатура на этот пост уже есть…
Вторая новость не менее звонкая: в театр возвращается премьер Георгий Еналдиев, покинувший балетную труппу в конце минувшего сезона по причине нечастого присутствия балетных спектаклей в афише, то есть, редкой возможности танцевать. Можно предположить, что Еналдиев (и Мирошниченко) получили определённые гарантии того, что балет будет всё-таки танцевать, а не только репетировать в классе.
Еще одним премьером стал Иван Суродеев, который знаком зрителям по ярким выступлениям на «Арабеске» в 2018 году. Кордебалет пополнили артисты Богдан Холомей и Варвара Архипова. К оперной труппе с сезона 2023/24 присоединились сопрано Екатерина Проценко и бас Иван Щербатых.
Третья новость тоже весьма интересна – театр начинает сотрудничество с Пермской краевой музыкальной школой с долгосрочной целью привлечения молодых музыкантов в оркестр Пермского оперного.
Наталья Земскова, фото: permopera.ru