Пермские театры удостоены Национальной театральной премии «Золотая маска» за три спектакля: мюзикл «Три товарища» (12+) Театра-Театра, «Евгений Онегин» (12+) Пермского академического театра оперы и балета и премьеру Дягилевского фестиваля-2022 «DE TEMPORUM FINE COMOEDIA» (18+) Карла Орфа.
Пожалуй, это тот самый случай, когда ожидания почти совпали с результатом, несмотря на то, что «масок» оказалось «всего» четыре (и одна из них персональная). Как обычно, конкуренция в каждой категории огромная, и то, что ключевые премьеры пермского театрального сезона 2021-22 конкурсом замечены и отмечены, говорит о многом.
Пермские спектакли были представлены на «Золотой маске» в восемнадцати номинациях: опера «Евгений Онегин» в постановке Владиславса Наставшевса – в семи, мюзикл «Три товарища» Евгения Загота в постановке Бориса Мильграма – в четырёх, «DE TEMPORUM FINE COMOEDIA» Орфа под управлением Теодора Курентзиса – в пяти.
Кроме того, в номинации «Эксперимент» был заявлен проект «НЕМХАТФЕСТ» («Улетают птицы» (12+) и «К реке» (12+) театральной компании «немхат». А в разделе «Драма/спектакль малой формы» – спектакль «КУБ» («Кизеловский угольный бассейн» (12+) молодёжного театра-студии «Доминанта» из Губахи.
Церемония награждения растянулась почти на три часа, драму, как водится, чествовали в финале, и надежда, что «немхат» или «Доминанта» получат хоть что-то, конечно нет-нет, да теплилась. Увы, два неформальных молодёжных театра остались без главных театральных наград, хотя само номинирование на «Маску» в этих случаях уже можно считать победой и заявкой на будущее.
Выдержав серьёзную конкуренцию (шесть номинантов, три столичных театра), одну «Маску» в номинации «Оперетта-мюзикл/спектакль» получил за «Трех товарищей» Театр-Театр, а вторую – Татьяна Виноградова, музыкальный руководитель постановки в номинации «Оперетта-мюзикл/работа дирижёра».
Это, заметим, вторая «маска» подряд, полученная Театром-Театром за мюзикл, не относящийся к театру интертеймент. В прошлом году безусловным лауреатом в номинации «Оперетта-мюзикл» стал спектакль «Антигона» Романа Феодори, действие которого так же, как и действие культового романа Ремарка отсылает нас к поствоенной действительности...
Спектакль Пермского академического театра оперы и балета «Евгений Онегин» (12+) в постановке Владиславса Наставшевса стал лауреатом премии в номинации «Опера/работа режиссёра». И если учесть, что Наставшевс выступает здесь и в качестве художника спектакля, можно считать, свет этой «маски» падает и на его работу сценографа.
Маску Наставшевса, кстати, получал Довлет Анзароков, директор Пермского театра оперы и балета. Владиславс Наставшевс сейчас плотно репетирует «Бал-маскарад» (16+) Джузеппе Верди, заключительную премьеру сезона Пермского оперного. Дирижёром-постановщиком «Бала-маскарада» выступает Мигран Агаджанян, главный дирижёр театра. Премьера назначена на 10, 11, 12 и 13 июня.
И, наконец, «DE TEMPORUM FINE COMOEDIA» Карла Орфа, спектакль-мистерия, показанный на Дягилевском фестивале-2022 в Перми и заявленный в пяти номинациях (кроме работы режиссёра). Исполнение сложнейшего сочинения Орфа уже сейчас называют дирижёрским подвигом маэстро Курентзиса, и, конечно, все ставки были сделаны на этот спектакль. Тем не менее – всего лишь специальная премия жюри музыкального театра «за исключительное художественное достоинство в области музыки, режиссуры и сценографии».
Честно отсидевший в зале все три часа вручения Теодор Курентзис, даже не вышел на сцену, отправив получать «маску» Анну Гусеву, режиссёра спектакля.
Как обычно, эксперты национальной театральной премии страны проделали гигантскую кропотливую работу, отсмотрев 1064 (!) премьеры. Поскольку церемонии вручения «Масок» 2020 и 2022 прошли виртуально, нынешняя стала долгожданной встречей близких людей, часть которых по известным причинам отсутствовала. Но их вспоминали и называли, выдерживая необходимые паузы.
То, что витало в воздухе, сформулировал художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм (он со всей постановочной группой «Трёх товарищей» вышел на сцену): «Золотая маска» — это очень важно для всех. И как долго мы будем ее сохранять, зависит от всех нас».
Трудно к этому что-то добавить...
Наталья Земскова
Фото пресс-службы Театра-Театра.