СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
21.01.2025
16+
Архив

Недраматическая история про «уехать-остаться»: в Пермском Театре-Театре прошла премьера спектакля «Гостиница «Центральная»

Недраматическая история про «уехать-остаться»: в Пермском Театре-Театре прошла премьера спектакля «Гостиница «Центральная»
В Пермском академическом Театре-Театре состоялась премьера спектакля «Гостиница «Центральная» (16+). Режиссёр-постановщик – Елена Невежина, авторы литературного текста – Валентин Донсков, Ксения Гашева, Елена Невежина. Художник – Юлиана Лайкова.

В Пермском академическом Театре-Театре состоялась премьера спектакля «Гостиница «Центральная» (16+). Режиссёр-постановщик – Елена Невежина, авторы литературного текста – Валентин Донсков, Ксения Гашева, Елена Невежина. Художник – Юлиана Лайкова.

Конечно, для авторов это вызов – придумать и воплотить спектакль «про город», в котором живёшь или, скажем, работаешь... Даже идти на премьеру было несколько страшновато: события происходят в ХХ веке, кого-то из прототипов персонажей мы знаем – если не лично, то по известным воспоминаниям. А в том, что каждый герой имеет прототип (или несколько прототипов), нет никакого сомнения.

Идею сделать местом действия спектакля знаменитую пермскую гостиницу, где во время Великой Отечественной войны жили эвакуированные музыканты, литераторы, артисты балета и другие знаменитости, предложил режиссёр Борис Караджев. В 2011 году он снял документальный фильм «Эвакуционный роман» (52 мин.), посвящённый эвакуации Кировского театра оперы и балета в Пермь. Лента взяла множество наград, но, разумеется, не смогла вместить весь набранный материал – часть расшифровок интервью Борис Караджев предоставил авторам инсценировки «Гостиницы «Центральной» в качестве исходного или даже вспомогательного ресурса.

Недраматическая история про «уехать-остаться»: в Пермском Театре-Театре прошла премьера спектакля «Гостиница «Центральная»

Что требовалось от авторов литературного текста? От них требовалось придумать сквозных персонажей и их истории так, чтобы увязать не только героев той самой гостиницы и события, связанные с эвакуацией, но и зафиксировать знаковые городские локации, легенды, исторические факты и даже настроения времени. Например, ажиотаж, связанный с вынужденной посадкой космонавтов Леонова и Беляева в Пермской области 19 марта 1965 года, которая не только держала Пермь в фокусе внимания всего мира несколько дней, но и дала названия нескольким городским объектам.

Авторы придумали четырёх относительно равноправных героев, живущих в 60-х – журналиста «Молодой гвардии» Володю (Степан Сопко), студента Политеха Марлена (Марат Мударисов), поэтессу Маню (Анна Огорельцева) и певицу Нину (Эмилия Веприкова). Постановка получила подзаголовок «Спектакль-открытка с любовью к Перми и к нашим родителям...», и это говорит о том, что в ней не нужно искать классической драматической истории и ловкого, последовательного сюжета.

Перед нами – ряд разбросанных во времени картин (40-е, 60-е, современность), а гостиница – метафора, символ культурной памяти, место силы, как теперь говорят. Но и метафора некой временности-ожидания тоже...

Недраматическая история про «уехать-остаться»: в Пермском Театре-Театре прошла премьера спектакля «Гостиница «Центральная»

Кстати, к программке прилагается комплект сувенирных открыток, но это отнюдь не сувенир! Если вы прочтёте внимательно, что в открытках написано, всё станет почти понятно – и кто герои, и почему именно эти локации в сценах спектакля, где нет случайных деталей.

Почему, например, Володя работает в «Молодой гвардии», а не в «Звезде», не в «Вечерке»?

Потому что именно в легендарной «Молодушке» 60-х каким-то образом собрались самые талантливые, дерзкие и весёлые журналисты. Редакция размещалась в подвальчике на Карла Маркса, 13 – здесь бурлила жизнь!.. Когда во второй половине 60-х «Молодая гвардия» стала слишком независимой и самостоятельной, сотрудников просто целенаправленно выжили, но образ газеты того времени остался...

Почему в этом дружеском квартете фигурирует поэтесса Маня? Потому что Маня (так звали поэта Марину Лебедеву) – одна из авторов знаменитого поэтического сборника «Княженика», вышедшего в Пермском книжном издательстве в 1968 году. В нём десять имён, многие из которых давно стали именами в литературе: Анна Бердичевская, Надежда Пермякова (Гашева), Нина Субботина, Марина Лебедева, Бэла Зиф, Нина Аверина, Ирина Христолюбова.... Книжка получилась нестандартной по тем временам – твёрдый переплёт, качественная бумага, изящный дизайн.

Но скандал разразился сразу – и в обкоме, и на Московском съезде писателей. Авторам вменяли в вину даже то, что для сборника их снимал фотохудожник (Эдуард Котляков) на фоне осеннего Горьковского сада...

Или, например, почему Марлен учится в Политехе? Потому что именно Политех в то время бурно развивался. Здание горного института было выстроено в 1964-м на бойком месте – бывшей Сенной, ныне Октябрьской площади. После объединения горного института с техническим факультетом Пермского университета родился Политех, который стал жутко популярен.

И такой исторический шлейф есть практически за каждым героем. Но! Во всём этом интересно и трогательно разбираться после спектакля. А во время действия хочется хотя бы примерно понимать, «кто кому дядя» и не хочется ребусов. Даже для зрителя с контекстом они представляют определённый квест, и этот зритель постоянно пытается увязать концы с концами. Некоторые увязываются (понятно, почему Марат Мударисов играет и Марлена в 60-х, и военного в 40-х – это его пропавший отец). А вот кто такая Валентина Александровна (Елена Старостина), педагог хореографического училища?

Условная Валентина Александровна, попавшая в 1945-м в первый набор будущего Пермского хореографического к Екатерине Николаевне Гейденрейх, ближе всего, видимо, к Нинель Георгиевне Пидэмской, многолетнему директору училища.

В общем, что ни персонаж, то загадка... А на сайте «открыточной информации» нет. Да даже если бы и была – зритель не обязан перед спектаклем читать про его многочисленные замысловатые вводные.

Поэтому совет: исходя из личного бэкграунда, постарайтесь воспринять «Гостиницу «Центральную» на «уровне настроений и чувств», а не на «уровне системного анализа». Повторюсь: законченного сюжета здесь нет. Чтобы увязать временнЫе картины, придуман ход – действие происходит на съёмочной площадке, где снимают фильм про гостиницу и её постояльцев. Съёмки идут эпизодами; в одном из них Маня с Володей проникают в гостиницу ночью и по закону жанра проваливаются в сороковые, «эвакуационные» годы.

Недраматическая история про «уехать-остаться»: в Пермском Театре-Театре прошла премьера спектакля «Гостиница «Центральная»

За скудным новогодним столом – эвакуированные балерины и танцовщики. Появляются двое военных, и один из них – Саня Григорьев (главный персонаж романа «Двух капитанов» Вениамина Каверина – ред.)...

Персонаж Саня Григорьев, «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, написанный в Молотове, стихи Анны Бердичевской, Виктора Болотова, Ирины Христолюбовой, джаз Терпиловского – всё в этом спектакле построено на аллюзиях и ассоциациях, которые опосредованно, но всё же читаются.

«Танич, ты лажаешь!», – это вообще документальная фраза, адресованная кому-то из джаз-бэнда Терпиловского, что будто вчера ещё играл в кинотеатре «Октябрь».

И поскольку спектакль апеллирует к нашим чувствам, нет никакого смысла его анализировать и «судить». Это и в самом деле открытка – милая, светлая, эклектичная, ностальгическая и даже сентиментальная.

В этой «открытке» много живой ненавязчивой музыки и песен, которые иногда говорят о времени и о городе больше, чем документальные кадры и мемуары.

Респект музыкантам оркестра театра (они почти нон-стоп работают на сцене), а также Татьяне Виноградовой, музыкальному руководителю и автору аранжировок.
В этой «открытке» чудесный мягкий завораживающий свет (художник по свету – Евгений Козин), свет, что присущ лишь воспоминаниям и ушедшим эпохам...
В этой «открытке» – условно драматические роли пермских шестидесятников, несущие конструкции спектакля. Играть здесь актёрам, за исключением «подросткового» максимализма и буйной энергии юности, нечего. Их задачи другие – обозначить, взрезать и укрупнить местные темы и мифы.

Про «Молодушку», Политех, «Княженику», джаз Терпиловского (Нина – певица из ресторана «Центральной»), прилет космонавтов и эвакуированный Кировский театр мы уже говорили. Но есть ещё одна Тема, вневременная, и вы ее знаете сами – тема «уехать-остаться»... Это даже не парафраз чеховского «В Москву!в Москву!..», это нечто другое. Месседж формулирует Марлен: «Главное не куда, а откуда!..».

«Я до сих пор здесь как эвакуированный», – объясняет он Нине, вспоминая мать, попавшую в Молотов во время Великой Отечественной войны. Марлен рвётся покинуть «эвакуацию» хотя бы «спустя поколение» и зовёт Нину с собой.

«Ну, что ты, я здесь дома», – не, задумываясь, отвечает она.

Зал напрягается и начинает взвешивать: дома здесь человек или это «эвакуация»... Кто он в спектакле – «Марлен» или «Нина»?
То есть, драматическая история все же была?..

Наталья Земскова

Фото предоставлено пресс-службой Театра-Театра.