СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

«В кошмарном сне о прекрасной Юкали»: в Перми завершился фестиваль «Дягилев+»

«В кошмарном сне о прекрасной Юкали»: в Перми завершился фестиваль «Дягилев+»
Центральными событиями стали символистский танцевальный спектакль-концерт YOUKALI и проект «Дуо»

В Перми завершился фестиваль «Дягилев+», центральными событиями которого стали символистский танцевальный спектакль-концерт YOUKALI (18+) под управлением Теодора Курентзиса и проект «Дуо» (16+) с участием двух прима-балерин Мариинского театра – Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко. Оба события состоялись в Доме Музыки на Заводе Шпагина.

В последние годы Теодор Курентзис не даёт пресс-конференций, посвящённых Дягилевскому фестивалю и спецпроекту «Дягилев+», так что у представителей СМИ и общественности практически нет возможности задать вопрос, например, о том, что маэстро думает о сегодняшнем времени. Тем интереснее получить  ответ в виде художественного образа спектакля-концерта, посвящённого Курту Вайлю, продолжающего серию спектаклей-оммажей поэтам и музыкантам, оказавшим влияние на мировую культуру. Курту Вайлю, и можно добавить – Бертольду Брехту – ведь именно музыка к пьесам Брехта принесла  Вайлю известность.

«В кошмарном сне о прекрасной Юкали»: в Перми завершился фестиваль «Дягилев+»

Танго «Юкали» композитор написал во Франции в 1934-м году,   эмигрировав сюда вместе с женой, певицей Лоттой Леньей из фашистской Германии. Впервые оно было исполнено как «Танго-хабанера». А когда спустя год Роже Ферне сочинил к музыке Вайля стихи «Юкали – страна моих желаний, / Юкали – лишь счастье и приятные сны, / Но есть мечта, и нет любви, / Как нет на свете Юкали!..», песенка о прекрасной YOUKALI обрела популярность. Её имя и послужило названием спектакля-концерта, жанр которого определён очень точно.

Постановка «Юкали» имеет чёткую номерную структуру, элементы которой, аллюзивно связанные между собой, вдруг распадаются, как карточные домики. Сценограф Юлия Орлова придумала белый вокзальный зал ожидания с галереей и предполагаемым перроном. Мультифункциональное пространство, отсылающее зрителя к сюрреалистичным работам Рене Магритта, оборачивается  условным кабаре. С первых картин спектакля становится ясно: ждать поезда в Юкали придётся бесконечно долго. Перед нами    искривлённое художественное пространство, созданное по принципу кошмарного сна,  где реалистичные персонажи взаимодействуют с химерическими и трагикомическими, а обыденные действия – с театром абсурда. В этом театре нет ни одной случайной детали.

«В кошмарном сне о прекрасной Юкали»: в Перми завершился фестиваль «Дягилев+»

Вот джентльмен; он спокоен и очень уверен в себе. Вдруг лицо его искажается, по всему телу проходит конвульсия, несколькими выверенными ударами оборотень сбивает с ног попавшегося под руку гражданина и как ни в чём не бывало опускается на скамейку. Жизнь вокруг идёт своим чередом – катит тележку носильщик, пассажиры устраиваются на лавочках, бармен готовит напитки, вокалистка поёт. Мимо несчастного семенят две условные монашки, наклоняются к умирающему и… поливают  густой красной смесью из тюбика.

Вы говорите, кабаре, вокзал и поезд? Персонажей кошмарного сна избивают, волочат по земле, подбрасывают в воздух, пытают. И вообще никакого поезда, никакого кабаре нет: ближе к концу спектакля на сцену выйдут дезинсекторы в противогазах и шлемах, и бутафорский зал ожидания превратится сначала в газовую камеру, а затем предсказуемо – в сумасшедший дом, постояльцы которого сами на себя натягивают смирительные рубашки…  И это  – образ времени, который вы просили.

Персонажей кошмарного сна исполняют танцовщики труппы musicAeterna Dance. Символистский хореографический текст Анастасии Пешковой, наполненный трюками и почти цирковыми кульбитами, то и дело переходит в пластический микст из фиксированных эмоциональных состояний персонажей в состоянии делирия, который   вот-вот станет нормой. 

«В кошмарном сне о прекрасной Юкали»: в Перми завершился фестиваль «Дягилев+»

Возможно, всё это было бы не так ново и не так интересно, если бы не музыкальная составляющая спектакля. Собственно музыки Курта Вайля в ней практически нет. Есть версии его песен, созданные специально для «Юкали» композиторами Алексеем Сюмаком, Алексеем Ретинским, Андреасом Мустукисом, Вангелино Курентзисом, FM Einheit и Теодором Курентзисом.

То, что мы услышали на открытии «Дягилев+», –  разной степени отдалённости эхо зонгов Вайля из мюзиклов 1920-30-х годов и «Трехгрошовой оперы», отдельные зарисовки, превратившиеся в вершины кабаретного репертуара 1930-х. Близкие к оригиналу аранжировки или радикально новые авторские прочтения песен исполнены силами солистов хора и оркестра musicAeterna с использованием неакадемических инструментальных возможностей – от электроники и терменвокса до  препарированного фортепиано и банджо. Среди оркестрантов, кстати, есть приглашенные музыканты, которые играют на экзотических музыкальных инструментах (гуиро, кроталы).

Роль  Лотты Леньи, исполнительницы песен Вайля в «Юкали» отдана, конечно, Элени-Лидии Стамеллу, греческой сопрано, более десяти лет работающей в проектах Тедора Курентзиса. Выходит Стамеллу,  и вы почти физически ощущаете – Юкали есть, она даже ближе, чем нам говорят, только протяни руку… Как выразилась писательница и критикесса Татьяна Москвина в романе «Смерть – это все мужчины», на краю отчаяния есть избушка, и это похоже на счастье. Что-то подобное читается в  оммаже Курту Вайлю.

«В кошмарном сне о прекрасной Юкали»: в Перми завершился фестиваль «Дягилев+»

Второй спектакль-перформанс, «Дуо» (16+) с участием прима-балерин Мариинского театра – Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко, создан совершенно в иной плоскости. История-притча, рассказанная хореографом Павлом Глуховым и композитором Алексеем Ретинским  – о поиске собственных отражений в другом человеке, болезненных попытках выстраивания диалога, взаимном разрушении и созидании. Это с одной стороны. С другой – о тотальной зависимости отдельной личности от коллективного бессознательного и его архетипов, о разной степени успешности попытках психоанализа, которые всё ещё сродни хаотичным перемещениям с фонарём по тайным коридорам подсознания.

Музыкальное решение «Дуо» –  это коллаборация разных культур – фольклорной составляющей, виолончели, скрипки, фортепиано и электронной музыки. В результате возникает некое силовое поле, которое во многом договаривая за танцовщиков, обеспечивает ещё один сценический план.

«В кошмарном сне о прекрасной Юкали»: в Перми завершился фестиваль «Дягилев+»

То, что второй крупный проект  фестиваля перенесён в плоскость личного пространства, конечно,  говорит о многом. В том числе о том, что прекрасная  Юкали, скорее всего,  где-то здесь…

 

Наталья Земскова

Фото пресс-службы Дягилевского фестиваля