СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Премьера «Ярославны» в Пермском театре оперы состоится 14 декабря

Премьера «Ярославны» в Пермском театре оперы состоится 14 декабря
Продолжаются репетиции первой балетной премьеры сезона

В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции первой балетной премьеры сезона 2023/24 — «Ярославны» (12+) Бориса Тищенко. Это один из самых масштабных спектаклей сезона. Хореограф Алексей Мирошниченко выпускает его вместе со своими постоянными творческими партнерами — дирижером Артемом Абашевым, сценографом Альоной Пикаловой, художницей по костюмам Татьяной Ногиновой и художником по свету Алексеем Хорошевым.

Балет «Ярославна» написан композитором Борисом Тищенко по мотивам древнерусского литературного памятника XII века «Слово о полку Игореве». Он дает неожиданную для своего времени интерпретацию оригинального сюжета и переосмысливает жанр.

Ключевые фрагменты текста «Слова о полку Игореве» звучат в партитуре Тищенко в исполнении хора. Мировая премьера балета прошла в 1974 году в ленинградском МАЛЕГОТе. В 1977 году «Ярославну» показали в Новосибирске, и лишь через сорок лет, в 2017 году — на сцене Мариинского театра.

«В музыке «Ярославны» есть и молитва, и сакральные эпизоды, и кульминационный момент всей партитуры — мистический — это, конечно, затмение. Поэтому и к трактовке балета я подхожу как к ритуалу. В нашем спектакле вообще ритуальность имеет большое значение. Но, пожалуй, все-таки главная краска — это хор. Балет вполне мог бы звучать в концертном исполнении. Он написан, по большому счету, в ораториальном жанре — где активная роль у хора. Он исполняет текст — цитаты из «Слова о полку Игореве», с помощью которых собирает драматургию балета. Это рассказчик, который ведет повествование, и в нашем спектакле он перемещает нас из действия в действие. Хор — абсолютно полноценный участник балета», — рассказал дирижер-постановщик Артем Абашев.

«В основе оформления нашего спектакля лежит фактура простой грубоватой ткани, льняного полотна. Монохромный занавес сделан из множества переплетенных домотканых полотен. Натуральные грубоватые холщовые ткани являются отсылкой к театральным работам 1970-х, к эпохе создания партитуры Тищенко. С другой стороны, эта фактура «произрастает» и из текста «Слова о полку Игореве». Наш занавес — это полотно, сплетенное из нитей-полотен. Оно проходит несколько трансформаций по ходу действия спектакля: от чистого и нового до разорванного и обгоревшего», — поделилась художник-постановщик Альона Пикалова.

«Вся система персонажей этого спектакля разделена на две части: мир людей с их страшными и великими поступками и мир сущностей. Они же духи предков, облачные девы, ангелы, свита смерти, которые окружают людей независимо от их веры — христианской или языческой. И над всем этим царит главная вводная — тело танцовщика и хореография. Как сновидения превратить в нитки и ткани? Как передать ощущение воды, огня, тумана, смерти? Как сочинить мужской костюм, который сопрягает в себе национальный крой, силуэт русского витязя и возможность парить над сценой в танце? Я очень люблю сложные логистические задачи в костюме, но даже на фоне всего остального моего опыта, здесь пришлось поломать голову», — отметила художник по костюмам Татьяна Ногинова.

К премьере «Ярославны» приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета. Так, 11 декабря пройдет паблик-ток со сценографом Альоной Пикаловой, а 17 декабря — творческая встреча с руководителем Пермского балета Алексеем Мирошниченко. События «Лаборатории современного зрителя» проходят при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».

 

Лела Минадзе 

Фото: Пермский театр оперы и балета