17-19 января 2024 года на сцене Пермского Дворца культуры имени Солдатова состоятся гастроли Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
В афише — два спектакля: трагический балаган по пьесе Островского «Гроза» (12+) и поэтический моноспектакль Константина Райкина «…ай да сукин сын!» (12+).
Знаменитую драму Островского Константин Райкин поставил два года назад «балаганным способом» музыкально-пластического микста, смешав не только жанры, но языки, времена и даже конфессии.
Главная метафора этой «Грозы» — балетный класс с его застывшими экзерсисами академического танца, не допускающими малейших нарушений канона. Но свободный танец (хореография Рената Мамина) постепенно вытесняет классические па – новое поколение города Калинова не хочет жить в тесных рамках условностей старого мира.
За границами танцевального класса, где можно двигаться лишь у станка, режиссёр и художник расположили музыкантов, в исполнении которых звучат русский фольклор, церковные песнопения, английские и французские тексты, джазовые и рок-композиции и даже поп-шлягеры. Музыка здесь, как и движение, тоже стихия, отменяющая все рамки и правила.
В «Грозе» Константина Райкина заняты 30 артистов труппы; главную роль играет молодая актриса Мария Золотухина, внучка Валерия Золотухина, одного из ведущего состава знаменитой «Таганки».
— Для нас это, конечно, трагическая история, которую мы играем всерьез и абсолютно, — говорит Константин Райкин.
— Мы хулиганим, стараясь сохранить главное — суть этой пьесы. Мы говорим о потребности в свободе и убийственности несвободы для живой жизни... Потому что засилье в обществе мещанского канона: как положено, как прилично, как неприлично – это опошление, снижение духовной планки. Любовь такого уровня, как у Катерины, обязательно приводит к смерти, потому что она приходит в противоречие с укладом жизни, который весь связан с бесконечными мещанскими выяснениями отношений. А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь – абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чём схема трагедии».
Поэтический моноспектакль «… ай да сукин сын!» — он состоится 19 января — это, по словам артиста, высокая поэзия, пропущенная через сердце. В нём в исполнении Константина Райкина свежо и неожиданно по-новому звучат стихи двух близких по духу и направлению поэтов — Давида Самойлова и Александра Пушкина.
Этот спектакль был подготовлен художественным руководителем «Сатирикона» во время самоизоляции и пандемийных ограничений. Премьера состоялась в Петербурге в рамках фестиваля «Музыкальная коллекция» и сразу произвела фурор.
Два часа поэзии в исполнении Константина Райкина – это что-то невероятное и по воздействию, и по послевкусию. Если хотите заново открыть для себя Александра Сергеевича, приходите на моноспектакль.
Наталья Земскова
Фото предоставлено пресс-службой театра «Сатирикон».