Не люблю слово «некролог», поэтому некрологов писать про Свету Козлову не стану. Но невозможно всё время думать о том, что твоя подруга ушла в пятьдесят четыре – тогда, когда «жизнь вроде наладилась».
Да и слово подруга к ней мало подходит. Стойкий оловянный солдатик – вот кем она была. Дружба наша оказалась не сплошной, а почти фрагментарной. Во-первых, места генеральных подруг редко остаются вакантными, во-вторых, много времени у меня забирала и забирает семья.
У Светланы семьи не было. Только мама и папа, рабочие люди. А Света – как говорили в Советском Союзе – тянулась к знаниям.
Мы познакомились, когда она уже окончила режиссёрский факультет Пермского института культуры и печаталась в «Вечерней Перми». «Вечорка» находилась выше нашей «Звезды» этажом и поэтому к нам с Олей Штраус забегали многие журналисты «Вечорки». С одной стороны, это был фантастический клуб общения (моноспектакли в исполнении Татьяны Павловны Черновой и Ольги Березиной мне не забыть никогда), но этот же клуб пожирал и рабочее время.
Светка забегала тоже; вскоре мы оказались в семинаре театральной критики у профессора Ирины Витальевны Холмогоровой – тогда, когда Светлана Козлова уже работала в «Комсомолке», где рецензии на спектакли были не очень нужны... И как-то стало понятно, что реализации в Перми для неё нет.
Мы все время твердили: реализация, реализация...
В начале нулевых на несколько лет потерялись (я вышла замуж и родила вторую дочь), а когда встретились, был уже Семён Киров – под этим псевднимом Света стала известна как драматург. Пьесы «Санитарная норма», «Папка», «Похороны его бабушки» и др. сразу начали печатать и ставить, и Семён Киров становился лауреатом и финалистом конкурсов «Евразия» (2007-2011), «Балтийская драма» (2011, Финляндия), «Действующие лица» (2009, 2011), «Премьера PRO», «Маленькая премьера», международного Волошинского конкурса (2012-2014). Пьесы можно найти в журналах «Современная драматургия», альманахе СТД «Сюжеты» и других сборниках.
Про Москву она решила давно, но тянула, тянула... Неожиданно поступила во ВГИК, в магистратуру сценарной мастерской Юрия Арабова. Очно! Когда приехала после первой сессии домой, мы её не узнали – худющая, осунувшаяся:
- Ты не представляешь, что это такое – учёба в сорок пять и жизнь в общежитии! Встанешь, бывало, ночью, и пронзает мысль: господи, что я здесь делаю?!. Где мой дом?
Дальше были аспирантура, преподавание во ВГИКе, уговоры мамы на переезд, обмен пермской квартиры на подмосковный Красногорск, защита кандидатской в июне 2022-го.
– Свет, тебе нравится?
– Ну... Москва – рукой подать, срослась со ВГИКом. Все свои – здесь. Да и мама уже привыкает – гуляем вокруг пруда.
Мы почти не виделись в последние годы, иногда переписывались. Я не переставала удивляться пути, проделанному Светкой – с юности она читала и, что называется, набирала, пытаясь наверстать то, что недодали в семье. Набрала. Наверстала. И вот...
Наталья Земскова